ПАДЕНИЕ «СТРИЖЕЙ»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Светлана Самоделова. МК Московский Комсомолец
Система навигации украинского беспилотника «Стриж», который 26 марта пытался совершить атаку на важные российские объекты, была выведена из строя комплексом радиоэлектронной борьбы «Поле-21». Аппарат упал в Киреевске Тульской области. Что могло быть настоящей целью украинского дрона и сколько еще таких аппаратов у Украины, рассказал «МК» бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, заслуженный военный летчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов.
— Киеву помогли модернизировать советские беспилотники Ту-141 «Стриж» западные страны?
— Не только. Украина имеет свою достаточную базу для этого. Харьковский авиационный завод как раз занимался доводкой этих систем, которые были разработаны в советское время в КБ Туполева. Они производились там серийно. КБ Туполева передало заводу всю документацию. Украина имеет возможность не только модернизировать эти дроны, но, если у них осталась оснастка, то и производить. Было бы желание, финансы и соответствующие указания.
Генерал уточняет, что это были достаточно скоростные машины, они уже тогда летали с переменным профилем как на предельно малых высотах, так и на больших — 8-10 тысяч метров.
— И характеристики у них были в автоматическом режиме управления заложены достаточно эффективные. Сейчас им ничего не стоило поставить новую навигационную систему и автоматическую систему управления, типа той, которые устанавливаются на турецких ударных оперативно-тактических беспилотниках «Байрактар» или американских разведывательно-ударных дронах MQ-9 Reaper, один из которых недавно упал в Черное море.
Эксперт уточняет, что глубокую модернизацию беспилотников украинский режим может проводить даже на авиационных ремзаводах.
На то, что упавший под Тулой беспилотник, оставил огромную воронку, обратили внимание многие эксперты. Эксперт объяснил, за счет чего была повышена ударная мощность дрона.
— Сейчас бортовая аппаратура управления и навигации очень компактна. Не то что в 70-80-е годы, когда «Стрижи» задумывались. Вычислители работают на иных физических принципах, на полупроводниках. При этом эффективность ее выросла в разы.
Максимально уменьшая вес аппаратуры, если к тому же полностью убрать разведывательную аппаратуру, вы высвобождаете место для более крупной боевой части. Она становится уже достаточно мощной. И вы получаете ударный беспилотник с высокой боевой эффективностью.
Достаточно большая боевая часть. В тротиловом эквиваленте — более 50 килограммов, а может доходить и до 100.
А там ведь и динамика, скорости очень большие. Если дрон войдет в пикирование, то кинетическая энергия самого аппарата и разрушающая сила взрывчатого вещества получается очень большой. Ее можно приравнять, наверное, к бомбе весом более 500 килограммов. Это — с энергетическим эффектом с пикированием.
Если беспилотник будет заходить на цель с пологого пикирования, мощность взрыва, конечно, поменьше будет. Но все равно — по разлету осколков, по ударной волне, по физике уничтожения живой силы и техники, такой дрон можно сравнить с бомбой, которая весит не менее 250 килограммов. Для нас это объект повышенной опасности.
Владимир Попов говорит, что у Украины есть не только «Стрижи», но и советские разведывательные беспилотные летательные аппараты Ту-143 «Рейс», которые способны осуществлять более дальние полеты.
— Сколько у них могло остаться таких беспилотников?
— По нашим данных, у них после развала СССР на хранении оставалось около трехсот таких аппаратов. Часть из них могла из-за недостаточно хорошего хранения выйти из строя. Часть они могли утилизировать. Какие-то аппараты у них стояли в авиационных музеях. Мы их видели. Но, наверное, около сотни таких беспилотников у них осталось. Это те, которые они могут модернизировать, доработать и запустить.
Как говорит генерал, еще год назад их эффективность была небольшой.
Один из таких аппаратов упал в районе Румынии, другой Ту-141 «Стриж» разбился под Загребом в Хорватии. Тогда у многих возник резонный вопрос, почему они их запускают на запад и юго-запад?
У этих аппаратов есть одна особенность. Люди, которые готовили этот аппарат, по всей видимости, недостаточно внимательно изучили инструкцию по эксплуатации. В системе навигации была одна хитрость. При подготовке к полету нужно было обязательно один из переключателей установить в нужное положение в зависимости от того, в каком полушарии земли — западном или восточном — работает беспилотник. Те, кто готовил аппарат к вылету, этот переключатель установили в неправильное положение. И аппарат полетел не туда.
Я когда изучил траекторию полета тех дронов и составил зеркальную проекцию на восток, то стало понятно, что они как раз работали по нам. Дроны должны были лететь в сторону Курска или даже Москвы. Потом они все это учли. Украинские Ту-141 работали по военному аэродрому в Саратовской области, по району Ростова-на-Дону, Курска, Джанкоя.
Владимир Попов говорит, что раньше отдельные специальные эскадрильи беспилотных самолетов-разведчиков Ту-141 и Ту-143 дислоцировались на Украине в двух центрах в районе Винницы и Кривого Рога, а также между Харьковом и Киевом.
— Какая цель могла быть у «Стрижа», который упал 26 марта в Киреевске Тульской области?
— В том направлении находятся крупные химические производства. Детонация на одном из них могла бы привести к крупномасштабной экологической катастрофе.
— Киевский режим продолжает использовать методы террористов?
— Они не столько, как мне кажется, рассчитывают на боевой потенциал, сколько на психологический эффект. Киеву важно показать, на какое расстояние их ударный беспилотник долетает.
— Зафиксировал и сбил украинский ударный дрон наш новейший комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Поле-21».
— Если бы на Ту-141 «Стриж» остались старые системы управления, программируемые на земле, можно было бы рассчитывать только на электромагнитную эмиссию при воздействии средств РЭБ, чтобы произошел сбой технических параметров. Современная бортовая аппаратура дрона работает качественнее, но она подвержена воздействию средство радиоэлектронной борьбы. Это все-таки электроника. Она не выдержала мощного радиоэлектронного воздействия. Станция РЭБ смогла вывести из строя украинский беспилотник. Это хорошая система.
Меня сейчас частенько спрашивают: «А где же наша ПВО?» ПВО — не панацея от всех бед. Контролировать каждый километр воздушного пространства у нас не хватит сил и средств. 25 лет назад мы уж очень рьяно начали «кастрировать» наши Военно-воздушные силы, нашу ПВО и Вооруженные силы в целом. На мой взгляд, для нашей страны, для наших пространственно-временных масштабов нужна армия в три миллиона человек. Это тот минимум, который нужен нам в угрожаемый период или в период боевых действий.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.