Во второй день Московской конференции по международной безопасности (МКМБ), организованной Минобороны РФ, российские участники продолжили заочный спор с западными коллегами, бойкотирующими в основной массе это мероприятие. Пожалуй, с наиболее запоминающейся речью выступил глава Службы внешней разведки (СВР) РФ Сергей Нарышкин, заявивший: США и их союзники, навешивая ярлыки на Россию и некоторые другие страны, сами не замечают, как трансформируются в либерально-тоталитарные режимы, схожие с поздним СССР. Возразить было нечего, вернее — некому.
Второй день конференции начался с урока истории в исполнении секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева. «На протяжении столетий своей истории Россия реализовывала благородную цивилизационную миссию»,— заявил он. И пояснил какую: «Наряду с решающим вкладом в избавление Европы от нацизма наша страна сыграла большую роль в освобождении народов Азии и Африки от колониального господства. Всегда откликалась на просьбы своих друзей и партнеров. Десятки раз оказывала бескорыстное содействие суверенным странам в их стремлении сохранить независимость. В 1863 году Российская империя помогала США отстаивать территориальную целостность, направив к берегам Америки по их просьбе две эскадры. Как минимум трижды мы приходили на помощь французам в их борьбе за государственность». По словам Николая Патрушева, «в Европе трудно найти страну, которая так или иначе не получила в свое время содействие от России в деле защиты суверенитета» и «немало таких государств во всех остальных регионах мира».
«Мы не оставляем в беде никого, кто просит о помощи»,— заявил секретарь Совбеза РФ. И в качестве примера отзывчивости России напомнил о том, как она пришла на помощь властям Сирии в момент, когда «террористы уже строили планы по созданию глобального халифата на пространстве Евразии».
Остается лишь сожалеть, что отдельные государства, претендующие на статус великих держав, не только не посчитали нужным выступить совместно с нами единым фронтом против этого зла, но и приложили немалые усилия для того, чтобы затруднить борьбу с ним»,— добавил Николай Патрушев, явно намекая на США.
Представители США и большинства европейских стран, как уже сообщал “Ъ”, с 2014 года МКМБ бойкотируют, но российские официальные лица, включая Николая Патрушева, свое выступление во многом строили на полемике с ними, пусть и заочной. Так, на Западе Россию обвиняют в развязывании «гибридных войн», но по версии Совбеза РФ все наоборот: это западные страны в 2014 году добились «насильственной смены власти» на Украине, сделав ставку в том числе на «неонацистов», и пытались реализовать сценарий «цветной революции» в Белоруссии. «Массированные атаки с применением средств информационной войны, а также инструментов внешнего давления на политическом, идеологическом, дипломатическом и военном уровнях проводятся и против других стран, включая Венесуэлу, Никарагуа, ряд других африканских, азиатских и ближневосточных государств. Грубое вмешательство во внутриполитические дела с целью дестабилизации обстановки осуществляется в отношении государств—членов ШОС и БРИКС, а также их партнеров»,— заявил Николай Патрушев.
Оспорил он и тезис о том, что Россия проводит кибератаки против западных государств. По словам Николая Патрушева, сама Россия регулярно подвергается недружественным действиям в этой сфере. «В 2020 году было зарегистрировано свыше 120 тыс. компьютерных атак на нашу критическую инфраструктуру. Большая часть из них осуществлялась с территории США, Германии и Нидерландов и была направлена против объектов государственного управления, военно-промышленного комплекса, здравоохранения, транспорта, науки и образования нашей страны»,— сообщил он. Николай Патрушев подчеркнул, что «именно Запад устами НАТО официально объявил киберпространство полноценной средой боевых действий», в то время как «Россия, напротив, последовательно продвигает тезис о необходимости выработки устраивающих все государства правил ответственного поведения в информационном пространстве».
Наконец, он напомнил, что «на Западе многие говорят об агрессивной и экспансионистской России». И сам попытался опровергнуть эти обвинения. «Несмотря на падение совокупного ВВП более чем на 6% в период пандемии в 2020 году, военные расходы НАТО увеличились почти на 4%. При этом в абсолютных значениях по данному показателю страны НАТО без учета США опережают Россию почти в пять раз, а с американским оборонным бюджетом — почти в двадцать»,— констатировал Николай Патрушев. Он также обратил внимание на «высокую интенсивность разведывательных и демонстрационных действий самолетов и кораблей НАТО вблизи российских границ» и «существенное увеличение количества учений с отработкой сценариев явной антироссийской направленности, размещение дополнительных сил и средств на российском направлении». По словам господина Патрушева, прошедший недавно в Брюсселе саммит НАТО «продемонстрировал беспрецедентный антироссийский заряд и подтвердил претензии альянса на роль мирового полицейского».
Возразить было некому: организаторы позвали в Москву и представителей НАТО, но те приглашение отклонили. Источник “Ъ” в структурах альянса объяснил, что участие в конференции послало бы российским властям «неверный сигнал», будто все вернулось к периоду до 2014 года и «об Украине забыли». «Но это не так, поэтому никакого business as usual (деятельности как ни в чем не бывало.— “Ъ”) не будет»,— отметил он. Проблему того, что в отсутствие представителей западных стран их позиция остается непредставленной, собеседник “Ъ” назвал несущественной.
Новый порядок
Далее слово взял глава МИД РФ Сергей Лавров, в очередной раз обвинивший США и их союзников в попытке «разрушить ооноцентричную архитектуру безопасности и подменить общепризнанные нормы международного права, воплощенные в Уставе ООН, выгодным себе "порядком, основанным на правилах"». По его словам, сегодня назрел «серьезный разговор об обновленной, отвечающей современным многополярным реалиям инклюзивной архитектуре глобальной безопасности». Особую ответственность за это, как следует из выступления Сергея Лаврова, несет пятерка постоянных членов Совбеза ООН.
«Разумеется, мы всегда готовы к диалогу с западными коллегами, но только на основе равноправия, взаимного уважения и поиска справедливого баланса интересов, а не на условиях ультиматумов, которые требуют от России, прежде чем Запад согласится с нами разговаривать, "изменить свое поведение"»,— подчеркнул он. И тоже вспомнил о прошлом: «Мы все учились в школе. Наши учителя делали нам замечания за поведение. Но то были учителя, которых мы любили и признавали».
К историческим параллелям прибегнул и глава СВР Сергей Нарышкин, чье выступление на форуме многие сочли одним из наиболее запоминающихся.
«Запад пытается разделить наш многообразный мир на два абсолютно искусственных лагеря — якобы демократический и якобы авторитарный»,— сказал он. «Навешивая ярлыки на Россию, Китай, Иран и даже на своих союзников по НАТО — Турцию и по каким-то вопросам на Польшу,— США и другие так называемые образцы либеральной демократии будто не замечают, что сами стремительно превращаются в либерально-тоталитарные режимы»,— заявил Сергей Нарышкин.
По его оценке, в США и ряде других стран Запада «налицо почти все признаки тоталитарной диктатуры по (американскому госдеятелю и мыслителю.— “Ъ”) Збигневу Бжезинскому». «Посмотрите — монополия на СМИ, полицейский характер государства, несменяемость олигархических элит и даже планируемая экономика, если принять во внимание неправовой характер вводимых западными странами санкций»,— пояснил свою теорию Сергей Нарышкин. По его словам, эта ситуация напоминает историю позднего СССР: «Запад пытается насаждать по всему миру идеологические установки, в которые сам не верит и которые сам опровергает собственной внутренней политикой».
В связи с этим глава СВР напомнил, что в то время, как Госдепартамент США «повсюду твердит о свободе распространения информации», американские IT-гиганты, владеющие соцсетями и видеохостингами, «запросто блокируют аккаунты, позиции которых не вписываются в либеральный дискурс». «Даже (Дональда.— “Ъ”) Трампа не пощадили, а за него на последних президентских выборах проголосовали около 75 млн американцев»,— сказал Сергей Нарышкин. И задался вопросом: «При таком фундаментальном различии в ценностных подходах стоит ли удивляться наличию проблем в политическом диалоге между Россией и Западом, равно как и постоянным попыткам США и стран ЕС списать все внутренние проблемы на так называемую зловредную деятельность Москвы?» Его западным коллегам наверняка было бы что ответить на этот вопрос, но их было очень мало.