На Земле с беспрецедентной скоростью исчезает дикая природа, гласит новый доклад WWF. Речь о наступлении новой геологической эпохи, лицо которой определяет деятельность человека,— об антропоцене. "Огонек" выяснил, что ждет планету
Опубликованный на днях доклад Всемирного фонда дикой природы (WWF) "Живая планета", считающийся одним из самых авторитетных и цитируемых источников о состоянии "здоровья" нашей планеты, сразу привлек к себе внимание: дикая природа планеты вымирает. В докладе приведен так называемый индекс живой планеты, он используется для отслеживания изменений численности животных на основе базы Лондонского зоологического общества, где записаны более 14 тысяч популяций 3706 позвоночных видов. Так вот с 1970 по 2012 год эта численность снизилась на рекордные 58 процентов, среднее падение каждый год составило 2 процента.
Прогноз пугает: при сохранении нынешней тенденции к 2020 году позвоночных животных станет на 67 процентов меньше, а наиболее пострадают пресноводные, их число уже упало на 81 процент. Под угрозой сегодня все — от акул до индийских слонов. А виноват, как водится, человек.
Человек влияет и на другой параметр, отраженный в докладе,— экологический след. Так называют площадь суши или воды, необходимую для обеспечения нас ресурсами, вроде пресной воды или кислорода, и для поглощения отходов человеческой жизнедеятельности (например, СО2). Здесь статистика тоже не радует: если еще несколько лет назад для полного восполнения природных ресурсов требовалось, условно говоря, 1,5 Земли, сейчас нужно уже 1,6 нашей планеты.
Насколько проблема действительно серьезна? Руководитель программы по сохранению биоразнообразия WWF Россия Владимир Кревер уточняет: в мире действительно идет быстрое снижение численности отдельных видов животных, ряд видов может исчезнуть, это особенно характерно для тропической зоны, где у животных ограниченный ареал обитания. По словам эксперта, главный враг дикой природы — хозяйственная деятельность человека, уничтожение мест обитания животных, осушение целых экосистем. Еще одна беда — браконьерство и, наконец, изменения климата. К примеру, именно глобальное потепление угрожает белому медведю: ледовый покров уменьшается и мест для охоты у зверя становится все меньше, к тому же, как аккуратно формулирует эксперт, "снижается эффективность размножения".
Есть, впрочем, и хорошая новость: в России ситуация несколько лучше, чем в других странах и регионах мира.
— За последний век в России исчезло лишь несколько видов диких животных, а все, что можно, сейчас восстанавливается,— говорит Владимир Кревер.— К примеру, перед Второй мировой войной в пределах своего ареала полностью исчез зубр, осталось лишь несколько животных в зоопарках. Однако специальная международная программа по восстановлению вида позволила вернуть его в природу, мы сами еще в 1990-х активно восстанавливали группировку зубров в Брянской, Орловской и Калужской областях, сейчас там гуляют без малого полтысячи вольноживущих особей.
Еще один пример, который приводит эксперт,— это переднеазиатский леопард, в 1950-е полностью уничтоженный на территории России. В начале 2000-х была разработана программа по его восстановлению, построен питомник в Сочинском национальном парке, а летом этого года первые три зверя были выпущены в природу...
— Сейчас наибольшее беспокойство у нас вызывает сайгак, обитающий на территории Калмыкии,— говорит Кревер.— Если несколько десятилетий назад там было до 800 тысяч особей, теперь осталось лишь 3-4 тысячи, самцы целенаправленно выбиваются браконьерами, потому что рога сайгака пользуются большим спросом на рынке традиционной медицины в странах Юго-Восточной Азии. Эксперты заняты разработкой мер, чтобы спасти этот вид.
При сохранении нынешней тенденции к 2020 году позвоночных животных станет на 67 процентов меньше по сравнению с 1970-м
Эксперты-экологи, опрошенные "Огоньком", в целом подтверждают выкладки специалистов WWF: ситуация с живой природой, на которую влияет человек, крайне серьезна.
— Вот вам пример: сегодня есть множество веществ, созданных искусственно, в состав которых входят полихлорированные бифенилы, или ПХБ, они угрожают живому миру планеты,— говорит эколог, до недавнего времени член экспертного совета комитета природных ресурсов, природопользования и экологии Государственной думы Павел Сухонин.— Попадая в организм, ПХБ могут вызвать самые разнообразные мутации, особенно это актуально для организмов с быстрым циклом воспроизводства, например для насекомых. Вспомните пророчество Ванги об исчезновении пчел, как бы оно не начало сбываться!
Эксперт напоминает и про мусорные "моря" в Мировом океане.
— А борьба за ресурсы, за чистую питьевую воду? — продолжает Сухонин.— Очередное великое переселение народов может стать реальностью.
Про "обострение конфликтов и усиление миграции" в результате конкуренции за "природный капитал" говорится, кстати, и в докладе WWF. А сколько шума наделал еще один недавний доклад группы американских военных экспертов, утверждавших: изменения климата приводят к столкновениям за еду и воду, а также провоцируют тлеющие региональные и этнические конфликты. Именно расширение Сахары на территории Мали, которое погубило урожаи и привело к голоду, вероятно, повлияло и на восстание джихадистов в этой стране в 2012 году, говорилось в докладе. Впрочем, и без военных экспертов понятно одно: наступающий антропоцен задаст жару не только дикой природе, но и человечеству.
экспертиза
Наследили
Перерасход ресурсов наступил еще в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века, до этого человечество жило в пределах биоемкости одной планеты. Но затем мы пересекли черту, и вот сегодня потребляем больше, чем планета способна восстановить за один год. Положение России в этом контексте относительно удачное: мы все еще остаемся глобальным донором биологической емкости, наши экосистемы способны возобновить все то, что мы потребляем. Однако успокаиваться не стоит: если пересчитать наш экологический след на душу населения (чем он меньше, тем лучше), окажется, что он значительно выше такого же показателя многих развитых стран. Сегодня Россия входит в первую двадцатку стран по величине экологического следа на душу населения! Судите сами: в среднем по миру величина экологического следа на человека — 2,7-2,8 глобальных гектара, а у нас этот показатель составляет примерно 5,7 гга. Значит, если бы каждый житель Земли вел такой образ жизни, какой сейчас ведет среднестатистический россиянин, понадобилось бы три планеты, чтобы восстановить все потраченные ресурсы.
Для расширения сельхозугодий вырубаются значительные площади лесов, прежде всего тропических и экваториальных
Какие сферы человеческой деятельности увеличивают экологический след в первую очередь? Стоит назвать, к примеру, производство продовольствия, в том числе сельское хозяйство. В России именно на продовольствие приходится 27 процентов всего экоследа потребления домохозяйств. В целом же по миру под сельское хозяйство занято более половины суши, пригодной для произрастания растений. Кроме того, для расширения сельхозугодий вырубаются значительные площади лесов, прежде всего тропических и экваториальных, в Юго-Восточной Азии, Африке и особенно в Южной Америке.
Страдают не только леса: под ударом и морские экосистемы, сказываются безответственные практики вылова рыбы и добычи других морских биоресурсов.
Конечно, нельзя сказать, что человечество сидит сложа руки: многие города и страны приняли на себя обязательства по снижению антропогенной нагрузки. Так, заметно снизить свой экослед удалось всего за семь лет ОАЭ. Мы отслеживаем ситуацию и по России, соответствующий рейтинг, по субъектам Федерации, будет опубликован в декабре. Пока же могу сказать, что, к примеру, Москве удалось снизить экослед транспорта на 30 процентов, вероятно, определенную роль тут сыграло развитие общественного транспорта и улучшение транспортной инфраструктуры. Впрочем, в целом по стране тренд, к сожалению, негативный. За последние два года экослед россиян увеличился на 9,1 процента, тогда как запасы биологической емкости, наоборот, снизились на 3,2 процента.
география
Следы на Земле
По такому показателю, как экологический, Россия — в середнячках, и это тот случай, когда стремиться всех обогнать не стоит
Средний экологический след (размер территории, необходимый для обеспечения человека ресурсами и поглощения отходов) в глобальных гектарах (гга) на человека: чем больше след, тем больше и "долгов" перед экологией планеты. Указаны самые свежие на текущий момент данные — за 2012 год
детали
Борьба за выживание
Сегодня ученые больше всего волнуются о возможном исчезновении саговников, а также о резко ухудшившейся ситуации с кораллами — индекс их выживаемости резко упал
Индекс Красной книги для птиц, млекопитающих, амфибий, кораллов и саговников (древней группы семенных растений, встречающихся в тропической и субтропической зонах). Чем меньше индекс, тем хуже обстоят дела с выживаемостью тех или иных видов
брифинг
Мы насытили биосферу глобальными и вечными загрязнителями. Глобальные — те, что, будучи выброшены в одном месте, распространяются всюду. Африканские пестициды находят в жире байкальского тюленя. Черный углерод от сибирских лесных пожаров — в Чикаго. А вечные загрязнители — это те, которые сохраняются столетиями, тысячелетиями... В биосферу ежегодно попадает не менее 150 тысяч антропогенных веществ (в том числе 2-3 тысячи новых). Подавляющая часть не проанализирована с точки зрения их опасности для человека.
Источник: "Мир новостей"
Все угрозы, связанные с наступлением антропоцена, можно выразить в цифрах. Речь идет и о климате, и о биоразнообразии, о состоянии морей и океанов, истощении озонового слоя... Исследователи предупредили о пересечении качественной границы по климату, биоразнообразию и азотно-фосфорному циклу в 2009 году, а в 2015-м — и по использованию почв (тут речь прежде всего идет об уничтожении лесов). Они как бы провели "красные линии", которые позволяют говорить о том, что мы пересекли границу новой эпохи в истории Земли.
Источник: lenta.ru
Очень важен учет глобальной торговли. На днях в Швейцарии, где я живу, пытались принять закон, запрещающий импорт нелегальной древесины,— к несчастью, это не удалось. Важно понять, что торговля не создает новых ресурсов, а истощение природного капитала в одном из регионов мира часто приводит к глобальным проблемам. Изменить ситуацию можно лишь введением систем сертификации, подтверждающих происхождение товаров, а также учитывающих экологический и углеродный след, возникающий при производстве, транспортировке, потреблении и утилизации товаров.
Источник: "Коммерсантъ"