Казалось бы, москвичи уже привычны к самым разным разводкам, чем их только не пугали, чего только не предлагали, от чего только не лечили. Но все равно каждый раз, когда дело касается нашего здоровья или безопасности близких, мы вздрагиваем. Поэтому сейчас некоторые недобросовестные клиники клиентов своих не пугают. А заманивают на халяву. А дальше как пойдет. Вот что рассказала наша читательница студентка, биолог Василиса Аверьянова.
- Позвонили мне с незнакомого номера, назвали по имени. Мол, медицинский центр, который работает по программе Росздрава, приглашает меня на бесплатную консультацию диетолога, трихолога (специалист по волосам) и флеболога (эксперт по венам). 15 минут, сладостно щебеча, описывали, какие процедуры мне предстоят, уверяя, что все абсолютно бесплатно! Записали на прием, попросив обязательно взять паспорт. Про ОМС ничего не сказали, несмотря на то что якобы структура Росздрава (такого ведомства, кстати, нет. - Ред.).
В назначенный день Василиса пришла в центр, расположенный прямо на Садовом кольце. Солидная вывеска, приятный антураж, кристальная чистота, постоянно работает уборщица.
- После десятиминутного ожидания в мягком дорогом кресле меня провели в кабинет, задали пару вопросов о возрасте, весе, при этом даже не спросив, чем болела, есть ли аллергия - то есть никаких стандартных вопросов, которые всегда задает врач на первом приеме. Это первое, что насторожило, - продолжает Василиса.
Поскольку лишнего веса у меня нет, то сразу отправили на прием к трихологу. Врач в белом халате начала водить по моей голове каким-то аппаратом и, глядя на экран монитора, горестно запричитала: «Ой, у вас такие тонкие волосы! По два-три растут из одной лунки, и вторые и третьи волоски очень слабенькие! Ой, у вас вся кожа неровная, какие-то струпья у вас. Ой, у вас волосы с неровной структурой».
Это был второй звоночек. Слава богу, биологический факультет помог - я знаю, как выглядит нормальный волос под микроскопом и кожа при сильном увеличении. А мой парикмахер всегда хвалит пышность волос и просит не обрезать такое богатство.
Но «специалист» центра вынес суровый вердикт: мне надо срочно лечиться, делать пилинг и ухаживать за волосами исключительно в их медцентре, чтобы в ближайшие годы не растерять шевелюру. А потом меня начал обрабатывать другой «врач», сыпля терминами про эндокринные заболевания. Уверяя, что все лечение моего организма обойдется в «жалкие» 240 тысяч рублей, которые прямо сейчас и здесь можно взять в рассрочку, подписав эти бумаги (вот зачем пригодился бы паспорт, который на входе даже не просили!).
Хорошо, что еще раньше у меня закрался червячок сомнений, и я слушала про свои ужасные болезни недоверчиво. Но жирной точкой стало то, что все мои заболевания, изящно написанные на листочке, женщина-врач подписала «Индокринные».
Хорошо, что никакие бумаги Василиса подписывать не стала. Но, увы, есть немало грустных историй, когда клиентки после таких процедур выходили в ужасе, сжимая кредитный договор на многотысячную сумму...
И не только в Москве
Так, в «КП» - Самара» обратились несколько пенсионерок, обманутых в таких клиниках. И смелая корреспондент Светлана Тимофеева решила вывести эти клиники, упорно названивающие самарцам на мобильные, на чистую воду.
В одной клинике она назвалась безработным фрилансером, и разом поскучневшие «врачи» (не денежный клиент!) только измерили давление и отправили восвояси: мол, все у вас хорошо, не положены вам бесплатные процедуры. Но когда Света в роли бизнесвумен (а вот тут уже денежками пахнет!) пришла в следующую клинику и пожаловалась на вечные дедлайны и не проходящую усталость, тут и закрутилось.
Обнаружили сразу и давление, и сердцебиение, и проблемы с нервной системой. Но самый ужас - с позвоночником. «300 тысяч» - выдали вердикт «врачи», объяснив, что за эту сумму ее полностью приведут в порядок. И пока Света делала вид, что думает, ей назначили несколько бесплатных процедур - полимаг (магнитные грузики накладывают на тело), прессотерапию (надели штаны, которые мягко сдавливали и массировали ноги) и массаж. Пока корреспондента «КП» водили по кабинетам, «врачи» оперативно составили график лечения и трясли им перед клиенткой, уверяя, что промедление смерти подобно! Ну не выдержат нервы нашей бизнесвумен без волшебных штанов больше ни недели!
Три часа обработки прошли даром. Нашу непреклонную корреспондентку так и не смогли убедить в том, что без прессотерапии не видать ей счастливого завтра...
ВАЖНО
Ваш мозг с воздуха не сканируют
Врачи столичных поликлиник уже не раз сталкивались с тем, что пожилых людей по телефону очень грамотно обрабатывают, не давая им сорваться с крючка. Если пенсионеры могут взять себя в руки и позвонить в родную поликлинику, там им обязательно объяснят прописные истины:
Врачи столичных поликлиник предупреждают:
1. На дому не проводят сложных процедур типа томографии мозга (это часто предлагают мошенники, упирая на плохие анализы).
2. Результаты анализов никогда не сообщают по телефону, только на приеме. И не называют стоимости лечения.
3. Не бывает сканирования всего организма через спутник (да, и такое говорят).
4. Приборчик с мигающими лампочками, которые присоединяют на дому или в подозрительных клиниках, не расскажет, что вы прямо вчера заболели саркомой, глаукомой, заворотом кишок и воспалением мозга. Без анализов и детального обследования такое невозможно.
5. Так же, как невозможно «очищение, омоложение, оздоровление» организма с помощью тех же сомнительных приборчиков на дому.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Согласие - это уже капкан
Елена ПЕТИНА, семейный психолог, гештальт-терапевт:
- Сейчас многие продавцы и тем более врачи подкованы в прикладной психологии. Есть у них такое правило: если клиент три раза ответит да на любые вопросы, то его можно поймать в капкан. Чем дольше человек разговаривает, не уходит из клиники или магазина, не кладет телефонную трубку - тем выше риски попасться. В группе риска в первую очередь пожилые люди, которым тяжело сказать нет. Ходите с ними в клиники и магазины, пусть у мошенников будет меньше шансов.
БУДЬ В КУРСЕ
Как уберечься от аферистов?
- Разводки пациентов, в том числе попытки поймать на удочку рассказами о последних новинках диагностики и самом совершенном лечении сейчас распространяются все больше, особенно в крупных городах, - предупреждает опытный специалист по защите прав пациентов Алексей Старченко. - Если вас оглушают страшным диагнозом и тем более предлагают заплатить за «уникальное» лечение, обязательно узнайте и запишите ФИО того, кто это делает, а затем немедленно звоните в свою медицинскую страховую компанию - ее телефон указан на вашем полисе обязательного медстрахования (ОМС). И к такому алгоритму действий желательно приучить всех пожилых членов вашей семьи, особенно живущих в одиночку.
- Увы, обвинить такие медцентры в мошенничестве довольно сложно, - говорит защитник прав пациентов Александр Саверский. - Как правило, у них грамотные юристы, которые докажут, что никакое давление на вас не оказывалось и вы сами за все добровольно заплатили. И хорошо, если процедуры были безобидными. Но если вашему здоровью нанесен ущерб, рекомендую безотлагательно написать жалобу в Роспотребнадзор и прокуратуру. И при возможности подать в суд. Уже есть прецеденты, когда такие дела выигрывали.