Минфин в 2016 году вывел из офшоров 6 тыс. компаний, которые в результате уплатили в бюджет 3 млрд рублей дополнительных налогов. Об этом «Известиям» рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Алексей Сазанов. При этом общий объем задекларированной офшорными компаниями прибыли составил 20 млрд рублей. Сумма 3 млрд говорит о том, что платить в России начали в основном небольшие компании, зарегистрированные в «налоговых гаванях».
Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) вступил в силу в 2015 году и был направлен на получение налогов с прибыли иностранных организаций, подконтрольных россиянам. Ранее любой гражданин РФ мог зарегистрировать свой бизнес за рубежом и не платить налоги в России — именно поэтому многие предприниматели делали это в офшорных зонах. Теперь же понятие «контролируемая иностранная компания» установлено законодательно: это организация, не являющаяся резидентом РФ, но не менее 25% которой при этом владеет гражданин нашей страны. Теперь такие предприятия обязаны платить в России налоги: 20% на прибыль компании или 13% — на доходы физического лица.
Первый декларационный период после вступления в силу закона о деофшоризации наступил в 2016 году. Во время него было выявлено порядка 6 тыс. иностранных компаний, подконтрольных россиянам, рассказал «Известиям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
— Дополнительно задекларирована база по налогу на прибыль более чем на 20 млрд рублей. Организации оплатили дополнительно налогов на сумму порядка 3 млрд рублей, — сообщил представитель Министерства финансов.
Он добавил, что это небольшая сумма, но всё же это «деньги, которых раньше в бюджете просто не было». В 2017 году Минфин будет мониторить исполнение закона и выявлять схемы ухода от уплаты налогов. По словам Алексея Сазанова, в сегодняшнем законодательстве о КИК есть определенные неточности, которые требуют доработки, при этом вносить в документ фундаментальные изменения министерство не планирует.
— Техническая настройка законодательства будет проходить в осеннюю сессию Госдумы. Это в первую очередь касается исторических убытков, порядка их переноса на будущее и обложения операций с финансовыми активами. Но все эти поправки — точечные, подходов к налогообложению КИК не изменяющие, — пояснил Алексей Сазанов.
По мнению заведующего кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления РАНХиГС Ильи Быковникова, в 3 млрд рублей налогов, полученных бюджетом, могли не войти деньги крупного бизнеса, зарегистрированного в «налоговых гаванях».
— Крупнейшие игроки регистрируют в офшорах материнские компании — в частности, для продажи активов. Например, «Вымпелком» и X5 Retail Group платят налоги в России, по месту осуществления своей деятельности. При этом материнская компания может быть зарегистрирована в офшоре, и если она не получала прибыль, то и налог, соответственно, не платит. Дело в том, что по российскому законодательству продажа активов облагается налогами. Если же актив продает материнская компания, зарегистрированная в «налоговой гавани», то за сделку она ничего платить не должна, — объяснил «Известиям» Алексей Быковников.
С ним согласен и директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев.
— 3 млрд рублей налогов — довольно большие деньги. Скорее всего, они были получены от мелких организаций. Офшоры — это далеко не всегда инструмент только для избегания налогов. Это и нормальный инструмент для осуществления сделок глобальных компаний, которые ведут деятельность в трансграничном пространстве, — считает Юрий Симачев.
Согласно антиофшорному закону, штраф за сокрытие доходов составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей. Также норма предусматривает и льготы при ликвидации компании: если решение о закрытии иностранной организации было принято россиянами до 1 января 2017 года, то в период ликвидации налогоплательщики освобождаются от всех обязательств. Также исключается из прибыли и доход от продажи ценных бумаг своему контролирующему лицу.