Напомним. Зимой 1959 года на севере Свердловской области пропали девять туристов, отправившиеся в поход под руководством выпускника Уральского политехнического института Игоря Дятлова. Следствие установило: посреди ночи они по неясным причинам разрезали палатку и убежали в лес без верхней одежды и обуви. Шестеро умерли от переохлаждения, а у троих обнаружили смертельные травмы. Причины трагедии не были выяснены, а расследование засекретили.
Самым старшим в группе был 37-летний Семен Золотарев. В том походе он оказался случайным человеком со стороны. Никому не знакомым. Семен прошел всю войну без единого ранения. После победы не поехал сразу домой, а поступил в Минский институт физкультуры. Всякий раз, излагая письменно свою автобиографию, путал в ней существенные события из своей жизни. Путал даже свои боевые награды. Уезжая в тот последний поход, Семен сказал товарищам загадочную фразу: «Об этом нашем походе еще заговорит весь мир». И эти слова его оказались пророческими.
ЗАЧЕМ НУЖНА БЫЛА ЭКСГУМАЦИЯ?
Вопрос, Семен ли Золотарев покоится в могиле под памятником Семену Золотареву, у исследователей тайны перевала Дятлова возник еще с давних пор. Главная причина тому - странные татуировки на трупе, предположительно Золотарева. Никто из родственников этих татуировок не помнит. Само тело, когда его обнаружили, изменилось так, что уже опознать в нем Семена никто не мог. К тому же нет достоверных сведений, что кто-то из родных его опознавал. Не оказалось Золотарева и в списках похороненных в том 1959 году на Ивановском кладбище Екатеринбурга. Это и побудило родственников Семена провести эксгумацию и установить родство с помощью ДНК-экспертизы.
Мы, журналисты «КП», охотно взялись помочь родственникам Семена, потому как нам тоже были нужны ответы на ряд вопросов. Например, установить характер костных переломов, обнаруженных на теле Семена судмедэкспертом в 1959 году. Проверить радиационный фон останков и т. д.
Метод фотоналожения портрета Золотарева и черепа из могилы эксперт Сергей Никитин провел прямо на кладбище. Там же он сделал вывод, что в могиле похоронен именно тот человек, который изображен на фото. А на фото, со слов родственников, запечатлен именно Семен.
Сравнить ДНК костных останков Золотарева
«Комсомолка» рекомендует: DVD «Перевал Дятлова. Конец истории?» и электронную книгу «Кто прячет правду о гибели группы Дятлова» в интернетмагазине shop.kp.ru.
мы планировали с ДНК его родных племянников Татьяны Скульбеды и Павла Лещенко. Оба - дети родной сестры Семена - Марии. И на данный момент оба - самые близкие родственники Семена.
И вот получены ошеломляющие результаты первой экспертизы, сделанной с помощью ДНК предполагаемого Семена и его родственницы Татьяны.
По заключению генетика, кровное родство по материнской линии исключено (!).
«СОМНЕНИЙ В РЕЗУЛЬТАТАХ НЕТ»
Об этой новой сенсационной тайне перевала Дятлова мы поговорили в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) с генетиком Алексеем Гарковенко, который и проводил ДНК-экспертизу.
- Алексей, в чем суть метода, который вы применяли при проведении анализа?
- В клетках каждого человека есть органеллы (частицы клетки), которые называются митохондриями. Они передаются от матери к детям. Это так называемое родство по женской линии. Метод заключается в сравнении участков ДНК. Если родство близкое, то участки бу- дут схожи. Мы секвенировали* два участка ДНК из костной ткани. В одном ДНК было нечитаемым. В другом мы получили цепочку, с которой можно было работать. И в ней было 4 несовпадения с ДНК Татьяны. А все, что больше трех, исключает родство.
- А как объяснить расхождение между фотоналожением и вашими результатами?
- Генетика более точный метод. И у меня нет сомнений в полученных результатах.
- Алексей, есть мнение, что выделение ДНК из костной ткани занимает достаточно долгое время - до трех недель. А вы управились за три дня!
- Длительное время? Это полная чушь! Вот смотрите, как это работает. Кость перемалывается, заливается ферментным раствором, клетки расщепляются, и в течение дня можно уже получить полный сравнительный анализ. Кость, которую предоставили нам вы, журналисты «Комсомолки», мы растворяли 8 часов. Потом 1,5 часа сравнивали с другим ДНК и получили результат.
- Но у вас же не сразу все получилось.
- Это правда. Мы сначала выделили ядерную ДНК (Y-хромосома по мужской линии), но она оказалась разрушенной. Причем достаточно *Секвенирование - это общее название методов, которые позволяют установить последовательность нуклеотидов (биологических веществ) в молекуле ДНК. сильно. Тогда мы решили посмотреть митохондриальную ДНК по женской линии. И ее получилось выделить.
- А как вы устанавливаете родство?
- Мы все предки от одной женщины в той или иной перспективе. И при анализе всегда рассматривается то, как давно разошлись общие предки тех людей, ДНК которых мы сравниваем. И что касается вашей экспертизы, то общие клетки предполагаемого Семена и его племянницы Татьяны разошлись более 1000 лет назад! То есть они не могут быть родственниками не то что в ближайшие три поколения, а еще глубже.
- Если честно, поверить в такие ошеломительные результаты очень сложно.
- А я уверен в этих результатах на 100 процентов.