В отличие от других направлений туристической отрасли спад спроса на морские путешествия пока невелик и даже почти незаметен. Для этого есть объективные причины: специфика такова, что «глубина продаж» на морские круизы достигает двух лет, и расписание заходов судов составляется на годы вперед. К примеру, уже известно, что в 2015 году в петербургский порт войдет не менее 300 круизных лайнеров. Расписание жесткое: в частности, пассажирская навигация будущего года откроется 2 мая в семь часов утра —в это время к причалу пассажирского порта «Морской фасад» пришвартуется лайнер «Коста Пасифик». И с этого дня практически все 300 швартовок на летнюю навигацию расписаны по дням и часам.
Примерно столько же пассажирских судов зашло в наш город и в 2014-м, так что число туристов, путешествующих на круизных лайнерах, в 2015-м по сравнению с нынешним годом не сократится, их будет около 500 тысяч. Кстати, последний в прошедшую навигацию теплоход с путешественниками —«Марко Поло» —швартовался у «Морского фасада» 22 октября. И теперь у причалов нового петербургского порта до 2 мая никого не ждут.
Получается, что порт работает менее шести месяцев в году. При этом полностью причалы «Морского фасада» были загружены лишь 4 дня за сезон: тогда порт принял по 16 тысяч пассажиров. Здесь, конечно, можно сослаться на специфику круизного бизнеса.
—Регион Балтийского моря занимает третье место в мире по круизным перевозкам. Ежегодно в морские путешествия отправляются 21,7 миллиона туристов. Более трети рынка, 37,3%, занимает Карибский бассейн, 18,9% —Средиземноморье, а на Балтийское море приходится 11,1%, —сообщил коммерческий директор «Морского фасада» Иван Ровный. —Когда сезон на Балтике заканчивается, круизные суда уходят работать в другие бассейны.
Сезоны в туризме, безусловно, не отменишь, но бывают и исключения. Например, в прошлое межсезонье «Морской фасад» все же принял четыре круизных лайнера шведской компании Viking Line. Планировались их заходы и в нынешнем году, но петербургская фирма, продававшая путевки на эти суда, обанкротилась, и вопрос был закрыт. Но не одна эта проблема приводит к усеченному периоду времени работы порта.
Как отмечают специалисты по морским перевозкам, судовладельцы направляют суда в те регионы, где им выгодно работать. Но затраты на круизы по Балтике на 30% больше, чем, скажем, в Средиземном море. Не только из-за климата —приходится включать отопление, но и из-за высоких портовых сборов. Администрация петербургского пассажирского порта «Морской фасад», разумеется, мечтает продлить туристическую навигацию, в частности, за счет снижения портовых сборов в межсезонье. Но пока этот маркетинговый ход не срабатывает.
Как отметил коммерческий директор порта, другая задача, которую ставят организации, принимающие в Петербурге морских туристов, —очаровать путешественников. Пока это не очень получается.
—В результате проведенного опроса пассажиров круизных судов выяснилось, что только 11% из них считают петербургский климат хорошим и лишь 9% положительно отозвались о дружелюбии россиян, —отметил Иван Ровный.
При этом Петербург остается одним из самых привлекательных городов для любителей морских путешествий. 70% собирающихся в круиз по Балтике иностранцев высказывают пожелание посетить северную столицу России. Подтверждается это и реальным пассажиропотоком. Лидером по заходам лайнеров в порты Балтийского моря в нынешнем году является Копенгаген —325 судозаходов, но Петербург уступает ему совсем немного: наш город посетили 319 круизных судов. Мы опережаем и Таллин —297, и Хельсинки —267 швартовок. А вот статистики по повторным посещениям круизными пассажирами нашего города нет.
Кстати, ссылки на сезонность морских путешествий по Балтике все же требуют некоторых корректировок. Как известно, в нашем городе работает компания St. Peter Line, паромы которой круглогодично курсируют по Балтийскому морю. И хотя паромный и круизный бизнес специалисты разделяют, нельзя не отметить, что многие петербуржцы садятся на суда «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» именно для того, чтобы совершить круиз по нескольким портам Балтийского моря. В частности, весьма популярны новогодние поездки на паромах, то есть в период, который считается для морских путешествий абсолютно не сезонным.
Значит, и у пассажирского порта «Морской фасад» есть потенциал для привлечения круизных лайнеров в Петербург в любое время года. Но для реализации этого потенциала необходима многолетняя продуманная политика, в том числе активная рекламная программа. Как известно, первое круизное судно новый пассажирский порт принял в сентябре 2008 года. С тех пор прошло шесть лет, а порт по-прежнему работает менее 6 месяцев в году.