Европейский суд по правам человека потребовал «немедленно освободить» Алексея Навального и получил в ответ ожидаемый кукиш со стороны российской власти. Или, впрочем, нет, все было в обратном порядке: адресованное ЕСПЧ заявление официальной Москвы о том, что он может использовать свою соответствующую бумагу для разных полезных целей — например, для завертывания рыбы на страсбургском рынке — появилось еще до обнародования новости о решении высшего европейского юридического органа.
И это обстоятельство — совсем не мелочь или техническая деталь. Один из самых эффективным приемов политической борьбы — принуждение противника к тому, чтобы, сам того не желая, он делал за тебя всю работу. Именно на этом приеме была, например, построена, операция «русский Мандела».
Возвращение Навального в Россию было задумано как серия ходов, каждый из которых заставлял российскую власть совершать невыгодные для себя политические действия. Но события последних дней показывают, что в эту игру могут играть двое. Теперь уже российская власть подводит альянс Навального и Запада к заранее расставленным для ним ловушкам и наблюдает со стороны за тем, как он попадает в каждую из них.
В социальных сетях появился новый пост Алексея Навального: «Сегодня расскажу о том, тяжело ли мне — это частый вопрос. Не-а, не тяжело. Тюрьма, как известно, в голове. И, если хорошенько подумать, то становится ясно, что я не в тюрьме, а в космическом путешествии».
Согласно формальной логике судей ЕСПЧ в Страсбурге, это самое «космическое путешествие» должно быть немедленно приостановлено. Опираясь на статью 39 своего регламента, высшая европейская судебная инстанция потребовала незамедлительно освободить Навального.
Заглянув в данный раздел регламента ЕСПЧ, я поразился широте полномочий этой инстанции: «По просьбе одной из сторон дела или любого другого заинтересованного лица, либо по собственной инициативе, Палата, или, в случае необходимости, председатель секции или дежурный судья, назначенный на основании пункта 4 настоящей статьи, могут указать сторонам на любые предварительные меры, которые они сочтут необходимыми в интересах сторон или надлежащего проведения судебного разбирательства».
Однако широта формальных полномочий не всегда подразумевает возможность их практической реализации. Случай с ЕСПЧ и Навальным — яркий пример этого «не всегда». В реальности здесь действует принцип из известного анекдота про льва в зоопарке, которому в день официально полагается по три центнера мяса. «Неужели он столько съест?» - спрашивает наивный посетитель и получает откровенный ответ: «Съесть то он съест, да только кто ему даст?!» Российская власть тоже не собирается давать ЕСПЧ возможность освободить Навального. А еще она планирует не только не потерять на этом политические очки, а наоборот их набрать.
Набрать, естественно, не на Западе. На Западе в пропагандистском и политическом плане у ЕСПЧ как раз все продумано. «Нехороший Путин» демонстративно отказывается выполнить законное решение высшей европейской судебной инстанции? Ну и кто он после этого? Понятно кто — серийный нарушитель самых священных норм международного законодательства! Яркая и чистая пропагандистская победа!
Проблема этой «победы» заключается в том, что уже до последнего решения ЕСПЧ Запад несколько десятков раз аналогичным образом обозвал Кремль. Еще одно подобное «клеймо» ничего официальной Москве не добавляет, но и ничего у нее не отнимает. Как недавно заявил Лавров, Россия готова к «разрыву с Европой». Под «Европой» в данном случае, видимо, следует подразумевать еще и ЕСПЧ.
Единственно важное для Кремля поле битвы — это, как я уже писал, российское общественное мнение. И здесь ультимативное требование ЕСПЧ работает скорее против Навального, чем за него. Европейский суд по правам человека — структура, известная своей медлительностью. Обычный истец из России или любой другой страны, чтобы «добиться справедливости» в Страсбурге, должен морально приготовиться к ожиданию длиной в несколько лет. В случае с Навальным ЕСПЧ действует с «первой космической скоростью» и использует исключительно необычную юридическую процедуру. О чем это свидетельствует? О том, что, с точки зрения западных судей, Навальный — это обладатель совершенно уникального статуса.
Именно это российская власть и стремится доказать собственному населению: Навальный — ставленник Запада! Навальный — троянский конь, присланный к нам извне с явно недобрыми намерениями! Получается, что решение ЕСПЧ льет воду на мельницу Кремля.
Разумеется, внутри России есть довольно узкая прослойка людей, которая думает в рамках совсем иной логики. Мол, рвать с Европой нехорошо и неправильно! Но Кремль ведет борьбу за сердца и умы не людей из этой узкой и элитарной прослойки, а за сердца и умы широких масс населения. А в глазах этих самых широких масс логика «некие неизвестные и никем не избранные иностранцы пытаются заставить Россию наплевать на ее суверенитет» является очень даже убедительной. И это, кстати, никоим образом не свидетельствует о « темноте и отсталости» граждан РФ. Одной из важных причин брекзита было недовольство британцев тем, что европейские судебные инстанции наплевательски относились к суверенитету их страны. Теперь повод для подобных настроений есть и у россиян.
Хочу также напомнить, что решению ЕСПЧ предшествовал судебный процесс по обвинению Навального в клевете на ветерана Великой Отечественной войны. Единственной не проигрышной стратегией для обвиняемого в ходе этого процесса было бы максимально уважительное отношение к ветерану Игнату Артеменко. Но, как хорошо известно всем оппонентам Навального, умение извиняться начисто отсутствует в его политическом инструментарии. Навальный умеет только агрессивно атаковать.
Но иногда агрессивная атака — верный способ нанести поражение самому себе. С точки зрения «глубинной России» именно этого эффекта Навальный и добился в ходе этого судебного процесса. Пора легких политических и пиаровских побед для бывшего берлинского пациента, похоже, закончилась. И это вполне логично. «Космические путешествия» редко бывают безмятежными.