Пакет поправок к Налоговому кодексу, внесенный в Госдуму депутатом Андреем Макаровым, предполагает общее сокращение сроков камеральных проверок ФНС с нынешних трех до одного месяца и резкое ограничение прав ФНС на повторные выездные проверки. В ФНС однозначно против — там поясняют, что предложение сейчас оставляет службе лишь неделю на проверку данных об уплате налогов. Поправки также предлагают изменить порядок оформления возмещения НДС при экспорте и втрое повысить порог контроля трансфертных цен в сделках взаимозависимых лиц — пока это выглядит как попытка немного отыграть назад изменения в практике ФНС 2014–2016 годов, связанные с НДС и трансфертными ценами.
Законопроект №249505-7 был внесен единороссом Андреем Макаровым в Госдуму 15 августа. По данным “Ъ”, проект ранее не обсуждался депутатом с Минфином и Федеральной налоговой службой, несмотря на то что часть тем законопроекта, в том числе сокращение сроков проверок ФНС, летом 2017 года были предметом обсуждений в Белом доме. Господин Макаров отказался вчера обсуждать с “Ъ” содержание предлагаемых поправок к НК, объясняя это занятостью. В пояснительной записке к законопроекту Андрей Макаров объясняет правку НК посланием президента Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, итогами парламентских слушаний в Госдуме 19 июля, а также необходимостью «использования мер налогового стимулирования» (формально ни один из пунктов поправок к ним отношения не имеет) и снижения административной нагрузки на бизнес. Текст поправок можно разделить на две части. Первая касается механизма налоговых проверок ФНС, вторая, более специальная,— режима контроля ФНС возмещения налога на добавленную стоимость и применения нулевой ставки НДС, а также трансфертного ценообразования.
В первой части предложения Андрея Макарова — общее сокращение с нынешних трех месяцев до одного месяца срока камеральной налоговой проверки ФНС: это просто исправление слов «три месяца» на «месяц» в соответствующей статье 88 НК. Кроме этого, повторные выездные проверки (см. ст. 89 НК) при уменьшении сумм уплаты налога по уточненной декларации депутат предлагает ограничить: проверять можно только правильность уменьшения сумм, но не правильность уплаты налога за весь отчетный период. Кроме этого, Андрей Макаров предлагает по результатам любых дополнительных мероприятий налогового контроля (ст. 101 НК) информировать проверяемых о выявленных нарушениях и всех произведенных действиях.
В ФНС однозначно против идеи сокращения втрое сроков налоговой проверки. По словам заместителя главы ФНС Даниила Егорова, сроки, которые сейчас законом установлены для предоставления налогоплательщиками пояснений в ФНС (пять дней), исполнения истребованных документов (десять дней), электронного взаимодействия (шесть дней) даже в случае с проверкой уплаты НДС, контроль за которым полностью автоматизирован в системе АСК НДС, оставляют налоговой службе (при камеральной проверке, ограниченной месяцем) всего семь дней для получения полной информации, на основании которой вообще можно проверить налогоплательщика. В случае если проверять уплату НДФЛ, возмещаемых акцизов, расхождения по контрольным соотношениям,— эти операции пока полностью не переведены в «цифру»,— месяца на камеральную проверку заведомо недостаточно.
Отметим, ФНС летом 2017 года добровольно ограничила сроки камеральных проверок по НДС месяцем — но для налогоплательщиков с безупречной «налоговой историей» последних трех лет, в рамках риск-ориентированного подхода. Сама по себе идея сокращения сроков проверок в ФНС приветствуется, но сокращение сразу втрое в нынешнем виде резко снизит эффективность работы службы — в ФНС сомневаются, что это кому-либо нужно.
Вторая часть пакета поправок Андрея Макарова еще более необычна — к части инициатив в ФНС относятся положительно, смысла части идей пока не понимают. В основном они касаются крупного бизнеса, использующего нулевую ставку НДС при экспорте или возмещающих экспортный НДС. Так, одной из идей поправок является возможность применения нулевого НДС при экспорте в сделках между двумя российскими юрлицами — сейчас это возможно только в случае экспорта в адрес иностранного юрлица. Предлагается повысить с 1 млрд руб. до 3 млрд руб. сумму сделок в год в рамках контроля трансфертных цен в операциях взаимозависимых лиц, а также ввести годовой порог сделок между взаимозависимыми резидентами и нерезидентами, при которых такой контроль не осуществляется,— 60 млн руб. Кроме этого, пакет предусматривает либерализацию режима документального подтверждения экспорта трубопроводным транспортом, а также «припасов» — товаров в поездах, на судах и лайнерах, предназначенных для потребления в ходе поездок.
Отметим, отдельные темы, затрагиваемые этой частью поправок, до 2014 года иногда фигурировали в схемах незаконного возмещения НДС, в частности, бункеровки судов. Реальность снижения административного бремени такого рода правок НК, как и возможность злоупотребления ими, может показать только практика. Позиция ФНС и Минфина в этой сфере в последние годы заключалась в ужесточении режимов, связанных с НДС при экспорте, предложенные поправки выглядят как попытка незначительно отыграть назад эти изменения. Андрей Макаров нередко выступает партнером Минфина и ФНС по законодательным инициативам (не в этом случае), но часто имеет собственную позицию по вопросам налогообложения и иногда выполняет деликатные поручения власти — как, например, в случае с поправками 2017 года, позволяющими, в частности, в особых случаях считать резидентов РФ, попавших под санкции за ее пределами, нерезидентами (см. “Ъ” от 14 марта)