Многие видели фото двухголового чернобыльского телёнка-мутанта, а теперь, может статься, увидим и двухголовых рыб. Япония с 24 августа начала сбрасывать в Тихий океан радиоактивную воду с аварийной АЭС в Фукусиме. Говорят, она чистая. Поверим на слово?
Анекдот, чтобы с ходу не нагнетать: закинул старик в океан невод, пришёл невод с золотой рыбкой. И молвит рыбка человеческим голосом: «Чего тебе надобно, старче?» Подивился дед, выбросил говорящую рыбу назад в океан, а сам подумал: «Многое о «Фукусиме» нам недоговаривают…» А вот ещё анекдот: премьер Японии Фумио Кисида заявил, что публично съест рыбу, выловленную в водах Фукусимы. Рыба ответила: «Ещё не-известно, кто кого съест».
Вообще-то это уже не анекдот: Кисида и несколько членов его правительства в самом деле съели сашими из камбалы, морского судака и осьминога, выловленных в префектуре Фукусима, чтобы доказать, что они безвредны. Отчасти действо чем-то напоминало шестую прививку Владимира Жириновского от ковида. Но выбора, видимо, не было – после сброса воды с АЭС в океан Китай ввёл запрет на импорт японских морепродуктов. А Кисида к тому же анонсировал, что теперь эти сбросы станут регулярными. Мол, никакой опасности нет, всё под контролем. Но всё ли?
Японский Чернобыль
В марте 2011 года у берегов Японии случилось землетрясение, вызвавшее цунами. В результате подтопило подвалы АЭС «Фукусима-1» на берегу острова Хонсю. А там находились резервные электрогенераторы и батареи (ниже уровня моря – оригинальная инженерная мысль, учитывая местный колорит). Станцию обесточило, системы аварийного охлаждения вышли из строя. Ядерное топливо в реакторах трёх (или четырёх) энергоблоков расплавилось, накопился водород и – рванул! В окружающую среду попали летучие радиоактивные элементы – изотопы йода и цезия. Сообщали, что объём выброса якобы составил 20% от выбросов во время чернобыльской катастрофы, но есть и другие данные – что выбросов на самом деле было раза в полтора больше, чем 20%.
В частности, «Комсомольская правда» в статье «Данные европейских экспертов – «Фукусима» догоняет Чернобыль» писала, что «ежедневные выбросы радиоактивного йода» из аварийных реакторов «Фукусимы-1» «достигли 73% от уровня, который был во время чернобыльской катастрофы» (КП, 25 марта 2011 года). И далее: «По уровню выделения радиоактивных элементов «Фукусима-1» и Чернобыльская АЭС почти совпали. Об этом объявили специалисты из австрийского Центрального института метеорологии и геодинамики (Austria’s Central Institute for Meteorology and Geodynamics in Vienna). Как сообщил представитель института Герхард Вотава (Gerhard Wotawa), «Фукусима-1» ежедневно поставляет в окружающую среду радиоактивные изотопы йод-131 и цезий-137 – продукты ядерной реакции. Уровень первого составляет 73% от чернобыльского, второго – 60%. Иными словами, речь идёт о радиоактивном заражении примерно одного порядка».
Японцам позволили их «замолчать» американцы, построившие АЭС. Ведь катастрофа, по сути, стала следствием их конструктивных ошибок.
Может, про выбросы больше, чем в Чернобыле, и привирают, но факт есть факт – Чернобыльскую АЭС никому не пришло в голову охлаждать проточной днепровской водой. А клокотавшую «Фукусиму» именно так и охлаждали – водой из Тихого океана. Поначалу, во всяком случае. Когда международное сообщество ощутило, что с аварией что-то не так, японское руководство тут же отбоярилось и радиоактивные сбросы в Тихий океан полностью прекратились (дело было 27 июня 2011 года). Якобы охлаждают тепловыделяющие элементы в режиме замкнутого цикла. А 16 декабря японское правительство заверило, что последствия аварии полностью ликвидированы. В 2013-м «Фукусиму-1» официально закрыли. Ну как закрыли – ядерной реакции не скомандуешь «стой, раз-два». Учёные считают, что расплавленное ядерное топливо сформировало раскалённую радиоактивную массу, плавящую под станцией грунт. Проверить это воочию невозможно, только математически рассчитать.
Кстати, если сравнивать с Чернобылем, последствия аварии на «Фукусиме» сопоставимы. Из Припяти эвакуировали порядка 70 тыс. жителей, из окрестностей «Фукусимы» – 164 тысячи. От лучевой болезни, подхваченной в Чернобыле, скончались 4 тыс. человек – за всё время, а в Японии только за первый год – более 2 тыс. человек. Но о Чернобыле на Западе во весь голос вопят экологи, а о Фукусиме – молчок.
Опасная рыба «фуку»
«Сан Саныч, а эти ягоды можно есть? – Можно, Степан, только отравишься». Вот и с рыбой, похоже, как-то так. Эксперты, у кого хорошо с чувством юмора, отшучиваются: рыба с Фукусимы уже ничем не отличается от прочей тихоокеанской рыбы, ибо загрязнённая вода в океане давно перемешалась с чистой. Союзная Токио Южная Корея также на днях продлила свой запрет. Между прочим, китайцы считают, что заражена изотопом не только вода, но и почва – в 15 префектурах Японии! В этой связи стоит напомнить: запрет на ввоз сельхозпродукции из Японии после аварии ввели 53 страны и весь Евросоюз. В большинстве стран ограничения сняли лишь к 2020 году. Да что там какие-то иностранные запреты – в самой Японии морепродукты и сельскохозяйственную продукцию из северного Хонсю практически никто не покупает. До катастрофы в тех водах вылавливали рыбы на 11 млрд иен в год, теперь – не более чем на 0,5 миллиарда.
Этим летом японское правительство отрапортовало, что начиная с 2017 года на всей земле, прилегающей к станции, проведена рекультивация почвы. И жить там теперь совершенно безвредно для здоровья. Между тем из 7960 жителей на насиженные места вернулись порядка полутора сотен.
Не так страшен безухий кролик?
До последнего времени вся вода, прошедшая очистку, – 1 240 000 кубометров – хранилась на территории АЭС. Правда, периодически случались утечки, в ходе которых выяснялось, что очистка была не вполне тщательной. В августе 2013 года 300 кубометров воды вытекло из ёмкости для хранения через дренажный клапан, и неожиданно оказалось, что «очищенная» вода изобилует изотопами цезия и стронция. Теперь вот, накануне сброса в океан, японские власти уточняют, что очистка на установке ALPS гарантирует избавление абсолютно от всех радионуклидов – кроме трития! Кстати, МАГАТЭ ещё недавно выступало не то что против сброса воды в океан, но даже против её хранения в пределах площадки станции – предлагалось несколько вариантов дальнейшей утилизации. Глубокое геологическое захоронение, выпаривание со сбросом пара в атмосферу, сброс в форме водорода. Но настоятельные рекомендации международной организации проигнорировали.
Признаться, есть и другой взгляд на проблему сброса воды с «Фукусимы». Мол, предельно допустимая концентрация – порог вредности вещества в сбрасываемой воде – ничтожна. Если математически сопоставить объём воды в океане и той воды, что сливают со станции, – ерунда. Даже сверхточные приборы не всегда, дескать, могут измерить рост концентрации вредных веществ. Но тут, похоже, вопрос скорее политический – Пекину выгодно играть на радиофобии западного общества. А Сеулу? Вот то-то и оно. К тому же факт есть факт – рыба, у которой кровь сочится из жабр, ртов и даже из глаз, – данность. Японцы её не покупают, зато продают в Канаду. Двухметровой зубатке с Хонсю давно никто не удивляется – а ведь это двойное превышение нормы размера. Безухие кролики и бабочки с рудиментарными крылышками тоже данность, как и сдвоенные початки кукурузы и гигантские – в три человеческих роста – стебли подсолнечника. Фотографиями растений и овощей аномальной формы с Фукусимы переполнен интернет. Ну а нам беспокоиться практически нет никакого смысла. Тихоокеанская рыба на стол большинства россиян давно не попадает, не говоря уже о крабах и прочих деликатесах.
Кстати
Понять, сколько рыбы реально ловит на Дальнем Востоке Россия, а сколько Япония, непросто. В июне японская газета «Йомиури» обвинила РФ в нарушении квот на вылов и «чрезмерной эксплуатации акваресурсов», тогда как японцы-де резко ограничили вылов. Российская пресса настаивает, что дела обстоят ровным счётом наоборот. Ловят большей частью сельдь, треску, сайру, минтай, лосось и форель. Россия вылавливает в Дальневосточном бассейне примерно 3 млн тонн рыбы в год, Япония, по разным оценкам, – от 4 до 5 млн тонн. Самое удивительное, что мы закупаем у японцев часть их дальневосточного улова, правда, в последние годы всё меньше – с 2020 года импорт упал на 93%, сократившись с 2,9 тыс. тонн в 2020 году до 192 тонн в минувшем. Примерно половина российского дальневосточного улова уходит за рубеж. Среди покупателей лидируют Китай (он покупает порядка 60–65% улова) и Южная Корея (порядка 20% улова). Доля Японии – от 1,5 до 2%. Чуть больше покупают голландцы – 4–5%. Если Китай перестанет покупать рыбу у Японии, то скорее всего больше российской рыбы станет уходить в Поднебесную – вместо того чтобы оказаться на наших прилавках. А японцы смогут увеличить поставку рыбы в Южную Корею (там уже заявили, что могут увеличить закупки вдвое).