Завтра в Нью-Йорке состоится заседание Международной группы в поддержку Сирии с участием делегаций от 20 стран и региональных организаций. Российскую переговорную команду возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров. Он полетел в США, несмотря на то что, по данным “Ъ”, вопреки обнародованным планам, сторонам не удалось даже частично согласовать списки сирийских оппозиционеров и террористов. Тем не менее налицо сближение позиций Москвы и Вашингтона по сирийскому вопросу: президент РФ Владимир Путин высказался в поддержку внесенной американцами в Совбез ООН резолюции по Сирии и впервые заявил, что план России по урегулированию в Сирии в целом совпадает с американским. Впрочем, по ряду ключевых вопросов между Россией и США по-прежнему остаются серьезные разногласия.
Первые две встречи Международной группы в поддержку Сирии (МГПС) прошли в Вене (30 октября и 14 ноября). Еще несколько дней назад российские дипломаты несколько скептически высказывались о целесообразности созыва третьего раунда переговоров в Нью-Йорке, если к его началу не будет выполнено то, о чем договорились участники венских консультаций, а именно: не будут согласованы списки террористических формирований, воюющих на территории Сирии, и списки умеренных оппозиционных группировок, представителей которых имеет смысл подключить к переговорам о будущем страны.
Американцам же очень важно провести эту встречу в Нью-Йорке. Они сейчас председательствуют в Совбезе ООН, и им нужно демонстрировать активность на ключевых направлениях. Чтобы убедить Сергея Лаврова полететь в Нью-Йорк, госсекретарь США Джон Керри лично прилетел в Москву на этой неделе.
Джон Керри уехал не с пустыми руками: по итогам переговоров в Москве — помимо переговоров с Сергеем Лавровым госсекретарь также был принят президентом РФ Владимиром Путиным — было объявлено, что российская делегация все же примет участие в инициированной США встрече по Сирии. Более того, Сергей Лавров заявил, что Москва поддерживает инициативу Вашингтона провести сразу после этой встречи заседание Совбеза ООН, на котором должна быть принята резолюция, подтверждающая принципы документов, подписанных на предыдущих встречах МГПС в Вене.
О том, что Россия поддерживает идеи США по Сирии, вчера впервые заявил и Владимир Путин. По его словам, план России по урегулированию ситуации в этой стране в ключевых моментах «как ни странно» совпадает с планом США. Как уточнил президент РФ, этот план предполагает совместную работу над конституцией, создание инструментов контроля за будущими досрочными выборами, сами выборы и признание их результатов.
Ожидается, что заседание МГПС состоится 18 декабря во второй половине дня по московскому времени. Участники обсудят ход составления тех самых списков террористов и оппозиционеров. Накануне дипломатические источники “Ъ” в Москве констатировали, что хотя бы отчасти согласованного списка и тех и других до сих пор нет. Споров не вызывают только две террористические группировки: «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) и «Джебхат ан-Нусра» (подразделение «Аль-Каиды»). При этом агентство РИА вчера со ссылкой на источник в МИД РФ сообщило, что Иордания составила список из 160 организаций, вопрос о принадлежности которых к террористическим будет рассматриваться на встрече в Нью-Йорке.
Сирийским же оппозиционерам в целом удалось сформировать группу для переговоров с руководством страны. Предположительно в нее войдут 25 человек. Эти договоренности стали итогом состоявшейся на прошлой неделе в Саудовской Аравии конференции представителей различных групп сирийской оппозиции (см. “Ъ” от 11 декабря). Однако Россия и ряд других участников венских консультаций считают образовавшуюся группу нерепрезентативной.
Помимо двух списков участникам МГПС предстоит обсудить сроки и условия установления общенационального прекращения огня в Сирии.
Затем, поздно вечером по московскому времени, должно состояться заседание Совбеза ООН под председательством Джона Керри, где, как ожидается, будет принята первая резолюция в поддержку сирийского политического урегулирования. По словам пресс-секретаря посольства США в Москве Уильяма Стивенса, этот документ призван выразить поддержку процессу, запущенному МГПС, и наметить следующие шаги в рамках переговоров о перемирии и политическом диалоге. «Консультации в рамках Международной группы в поддержку Сирии дали импульс (мирному процессу.— “Ъ”) и первые результаты, и мы надеемся развить этот успех в пятницу с тем, чтобы уже в следующем месяце добиться проведения переговоров между представителями сирийского режима и оппозицией»,— заявил он “Ъ”.
В подготовленной США резолюции, по данным “Ъ”, говорится о важных элементах политической трансформации в Сирии, но конкретно о будущем сирийского президента Башара Асада в нем речи не идет. Россия и США по-прежнему придерживаются разных взглядов на этот счет. Владимир Путин вчера подчеркнул, что Москва «никогда не согласится с тем, что кто-то со стороны, где бы то ни было, кому бы то ни было навязывал, кто должен где руководить». «Это просто абсолютно не укладывается ни в какой-то здравый смысл, ни в международное право,— заявил президент РФ.— Только сирийский народ должен определить, кто им должен управлять и по каким стандартам, по каким правилам».
Пресс-секретарь же Белого дома Джош Эрнест на брифинге в четверг вновь заявил, что «Башар Асад потерял легитимность и не может управлять страной».
В перепалку Москвы и Вашингтона о судьбе сирийского президента впервые вмешался и генсек ООН Пан Ги Мун, назвавший «неприемлемым» такую постановку вопроса, при которой разрешение кризиса в Сирии зависит лишь от вопроса о будущем Башара Асада.
Между тем о некотором сближении позиций РФ и США по Сирии говорит и тот факт, что обе страны высказались за необходимость интенсификации борьбы с финансированием «Исламского государства». Соответствующая резолюция, подготовленная Россией и США, должна была быть принята СБ ООН в ночь на пятницу. Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин накануне пояснил, что одной из важнейших задач резолюции будет «укрепление режима выявления и пресечения каналов незаконного финансирования ИГИЛ и связанных с ним группировок за счет торговли нефтью, артефактами и других незаконных источников». «Соответствующие обязательства у государств были и до этого, но они, к сожалению, выполняются далеко не всеми и не всегда»,— посетовал Виталий Чуркин.
Впрочем, когда дело доходит до практики, и в этом вопросе между Москвой и Вашингтоном по-прежнему остаются расхождения. После инцидента со сбитым турецкими ВВС российским Су-24 власти РФ открыто заявили, что значительную часть похищенной нефти террористы направляют в Турцию. Более того, Москва объявила о причастности президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его семьи к незаконной торговле нефтью.
У властей США же нет данных о том, что правительство Турции может быть вовлечено в торговлю нефтью с «Исламским государством». Об этом на днях заявил замминистра финансов США Адам Шубин. Зато, по его словам, у Вашингтона есть свидетельства того, что одним из покупателей похищенной террористами нефти является режим Башара Асада.