ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 14, 2021

Межпланетный Клондайк

Рейтинг: 0

Автор: Иван Дмитриенко. Профиль

24 ноября состоялся спуск космического аппарата НАСА к астероиду Диморф. Цель миссии – отработать технологии изменения орбиты астероида. Это уже не первая миссия, так или иначе подготавливающая почву для продвижения человека в глубь Солнечной системы. При этом за последние годы идеология освоения других небесных тел изменилась.

Теперь речь не идет о единичной экспедиции на Луну ради того, чтобы водрузить флаг и сделать символический «маленький шаг», далекой целью кажется и марш-бросок на Марс. Все увереннее хозяйствующие в мировой космонавтике частные компании склоняются к тому, что покорять космос нужно постепенно, зато надежно. Орбитальные фабрики, логистические хабы, добыча топлива на Луне и металлов на астероидах – пока это звучит слишком дерзко, но соответствующие разработки уже ведутся, и небезуспешно. Ведь на кону несметные сокровища.

Дозаправка на Луне

Гравитационный колодец – в этих двух словах заключается главная проблема освоения космоса. Чтобы преодолеть земное притяжение, требуется сжечь колоссальное количество топлива. По подсчетам астронавта НАСА Дона Петтита (статья «Тирания ракетного уравнения» на сайте агентства), оно составляет 83–96% стартовой массы ракеты (в зависимости от используемых химических соединений). Для сравнения: у контейнеровоза эта доля составляет 3%, у автомобиля – 4%, у истребителя – 30%. Но есть еще и вес конструкции. С учетом его у сверхтяжелой ракеты «Сатурн V», доставившей американских астронавтов на Луну, доля полезной нагрузки в общей массе составляла 4%, а у шаттла – 1%. Нетрудно вообразить, ракеты какого размера нужно строить, чтобы развернуть колонию на другой планете и постоянно снабжать ее всем необходимым. Человечеству это просто не по карману.

При этом, чтобы добраться до орбиты, преодолев 400 км от земной поверхности, нужно затратить больше половины топлива, требуемого для полета на Луну (384 тыс. км). Дон Петтит приходит к выводу, ставшему в последние годы общим местом: чтобы исследовать дальний космос, не нужно поднимать все ресурсы со дна гравитационного колодца Земли. Следует искать их в самом космосе.

Очевидным кандидатом на роль «сырьевого придатка» Земли выглядит Луна. Ее почва (реголит) на 40– 45% состоит из кислорода. Оставшиеся проценты приходятся на кремний, алюминий, кальций, железо, магний и титан, также обнаружено небольшое содержание фосфора, калия, натрия и марганца. При этом гравитация Луны в шесть раз слабее земной, что облегчает запуск космических аппаратов.

А в 2018 году американские астрономы подтвердили наличие на полюсах Луны залежей льда. Это самая многообещающая новость для космической отрасли: если обогащение реголита потребует немало труда, то из ледников можно извлекать воду практически в чистом виде. «Ее можно раскладывать на кислород и водород и производить ракетное топливо, – говорит «Профилю» футуролог, сооснователь венчурного фонда Orbita Capital Partners Евгений Кузнецов. – Есть расчеты, согласно которым такое горючее будет в 500–1000 раз дешевле, чем доставленное на Луну с Земли. Спутник нашей планеты имеет все шансы превратиться в космический Техас».

По мнению специалистов, следующий этап космической экспансии – построение логистической сети в космосе. Речь о транспортных хабах – перевалочных пунктах, на которых можно складировать грузы перед отправкой в дальний путь. А также о космических «бензоколонках» – станциях дозаправки аппаратов. Они могут располагаться на лунной и земной орбитах, а также в точках Лагранжа системы Земля – Луна (местах, где силы притяжения небесных тел уравновешиваются, и объект может находиться в неподвижном состоянии). Кроме того, на поверхности Луны понадобится станция для проведения ремонтных работ, в процессе которых не обойтись без гравитации.

«Первые станции будут запущены с Земли, но дальше необходимо научиться собирать орбитальные конструкции в космосе, – утверждает Кузнецов. – Создание такой инфраструктуры – проект на столетия, но уже сейчас закладывается ее фундамент. Если провести аналогию с Великими географическими открытиями, то корабли не пошли в океан, пока не были построены порты и верфи».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни