ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ». За последние пять лет в городе открыто 15 новых станций. Столичные власти ставят амбициозную задачу: в среднем за год планируется сдавать по 20 километров новых линий метро. Работа развернута на 35 площадках, в том числе и на Третьем пересадочном контуре метро. Все 30 станций Второго кольца метро уже запроектированы. Стройка идет на части из них. «Вечерняя Москва» решила узнать, какое оно — будущее московской подземки, и рассказать о наиболее интересных проектах.
Огромное количество пассажиров Московского метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке. Неудобно, правда? Столичные власти нашли выход. В городе развернуто строительство Третьего пересадочного контура метро. Проблемы с «длинными» пересадками должно решить уже строящееся Второе кольцо городской подземки.
СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПУТИ
Только подумайте: вместо нынешних 40 минут, которые нужны, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», с помощью Второго кольца вы доберетесь всего за 18–20 минут! Так ведь намного лучше.
Или другой пример: сейчас путь от «Калужской» до «Севастопольской» занимает 35 минут. С появлением Третьего пересадочного контура дорога займет всего десять минут! Или еще: на поездку от «Ржевской» до «Авиамоторной» вместо 20 минут потребуется только 12, а время в пути от «Сокольников» до «Электрозаводской» пока занимает 22 минуты, но с открытием Второго кольца метро оно составит всего десять минут! Новая кольцевая линия протяженностью 61 километр расположится ближе к окраинам Москвы и пересечет все радиальные линии. Третий пересадочный контур станет настоящим спасением для периферийных районов города с наибольшим пассажиропотоком.
С запуском Второго кольца столичные жители будут быстрее добираться из одного района в другой. Предполагается, что новой кольцевой будут пользоваться около миллиона человек в день.
Когда будет полностью завершен Третий пересадочный контур, будет решена стратегическая задача: отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Это сократит время пассажиров в пути, создаст комфорт при пересадках и освободит перегруженный центр города.
ЗАПУСТЯТ УЧАСТКАМИ
Безусловно, решить столь амбициозную задачу — проложить 61 километр линий под землей — не так-то просто. В связи с этим городские власти приняли решение: запускать Второе кольцо метро будут участками.
Первый — от «Делового центра» до «Петровского парка» — откроют уже в следующем году. В 2017-м к пяти станциям первого участка добавится еще одна — «Нижняя Масловка». В настоящее время строительство этих станций идет полным ходом.
— По мнению всех ведущих экспертов, программа московского метростроения является самой масштабной в мире, — признался руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. — Нам предстоит ввести в ближайшие годы 156 километров линий, среди которых есть и доля Третьего пересадочного контура метро.
В Москве работают 25 автоматизированных тоннелепроходческих щитов. Раньше использовалось не более пяти.
Одни из этих тоннелепроходческих комплексов — «Виктория» и «София», как их окрестили метростроевцы, идут в сторону строящейся станции метро «Деловой центр» со стороны «Шелепихи». Специалистам удалось сэкономить два месяца за счет того, что на станции «Шелепиха» щиты не разбирались, а протаскивались через платформу. Обычно по окончании проходки машины разбирают, а потом собирают заново. Несмотря на все трудности, готовность «Делового центра» строители оценивают на 80 процентов. Рабочие трудятся и над обликом станции.
Остальные станции — «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк» — находятся в разной степени готовности. Тем не менее предполагается, что строители завершат работы, и участок будет запущен целиком.
Таким образом, с «Петровского парка» можно будет пересесть на «Динамо» Замоскворецкой линии, с «Хорошевской» — на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской ветки подземки. Только две станции — «Шелепиха» и «Ходынское поле» — не пересекут радиальные линии метро.
С «Делового центра» Второго кольца пассажиры перейдут на одноименную станцию желтой ветки и «Выставочную» голубой линии.
«ЗАМКНУТЬ» КОЛЬЦО
После открытия первого участка и присоединения к нему станции «Нижняя Масловка», пересадку с которой можно будет сделать на «Савеловскую», власти и строители намерены запустить следующую цепочку станций. Вторым участком станет расстояние от «Нижегородской» до «Электрозаводской».
Далее в планах — открыть участок от «Хорошевской» до «Каховской». Последними заработают участки от «Каширской» до «Нижегородской» и от «Нижней Масловки» до «Электрозаводской». Отмечается, что при стабильной экономической ситуации Второе кольцо метро удастся «замкнуть» в 2020 году.
НОВЫЙ МЕТОД
При строительстве Третьего пересадочного контура метро решено опробовать и новые технологии. Десять станций Второго кольца планируется построить так называемым «мадридским методом».
Суть такого подхода в том, что вместо двух однопутных тоннелей с «островной» платформой строится двухпутный тоннель с «береговыми» платформами.
В настоящее время речь идет о таких станциях, как «Кленовый бульвар», «Печатники», «Текстильщики», «Стромынка», «Ржевская», «Шереметьевская», «Мневники», «Терехово», «Улица Народного Ополчения» и «Кунцевская».
В столичном Стройкомплексе пояснили, что главное преимущество двухпутного тоннеля в том, что используется один десятиметровый щит-гигант, а не два шестиметровых щита. Такой способ позволяет сократить число рабочих на стройке.
В целом для строительства двух тоннелей нужно 200 рабочих, а для одного — 130 человек. При подобной «оптимизации» это позволит сэкономить городу около 80 миллиардов рублей. А это большие деньги. По расчетам специалистов, на них можно построить еще почти 18 километров новых линий.
Примечательно, что в Мадриде таким способом с 2004 по 2007 год было построено 80 станций. Цифры впечатляют, тем более что на тот момент это было самое быстрорастущее метро в мире.
СВЫШЕ 50 КИЛОМЕТРОВ
Безусловно, любая глобальная стройка должна быть подкреплена финансами. Согласно утвержденной в этом году адресной инвестиционной программе, в 2016–2018 годах планируется построить 54,27 километра новых линий. А это 26 станций. В целом благодаря активному строительству и расширению подземки в ближайшие годы планируется увеличить протяженность московского метро на 50 процентов.
ИСПАНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯТ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СТАНЦИЙ
Отобраны десять лучших проектов, предлагающих архитектурно-художественное решение станций Московского метрополитена «Нижние Мневники» и «Терехово». Свое видение вниманию экспертов предложили участники открытого национального конкурса с международным представительством. Решено, что на втором этапе проекты будут доработаны и вновь представлены жюри. Всего в рамках предварительного отбора была получена 121 заявка от российских и зарубежных компаний из 16 стран мира.
Шесть проектов-финалистов представлены российскими компаниями. Специалисты из Германии, Латвии, Франции и США также вышли во второй этап архитектурного соревнования. Первое место среди проектов оформления станции «Мневники» заняло московское «Архитектурное бюро» Тимура Башкаева.
— В дизайне будущих станций нам хотелось бы видеть столичную подземку оформленной качественно и интересно, не теряющей своей выразительности, — отметил глава бюро. — Представленное нами решение по станции Третьего пересадочного контура «Нижние Мневники» отталкивается от материалов, которые будут применять строители. Хочется, чтобы при строительстве использовался натуральный бетон, а также были расставлены яркие красные акценты — это колонны у путей и эскалаторов, которые выделят входные вестибюли.
На следующем этапе участники должны доработать свои проекты и представить их жюри, которое выберет для каждой станции наилучшие концепции оформления. У зарубежных архитекторов есть свое видение дизайна станций, и если победит один из них, то проект в итоге может получиться новым и интересным для московской подземки. Тем более что ряд станций у нас возводится по испанским технологиям, в том числе «Терехово» и «Нижние Мневники». Их особенность в том, что платформы проходят не посередине, а по бокам.
Станции «Нижние Мневники» (такими их видят архитекторы — 8, 9, 10) и «Терехово» (11, 12) войдут в западный участок Третьего пересадочного контура. Напомним, что строительство Второго кольца метро началось в 2011 году. Ввод в эксплуатацию этих станций планируется в 2018 году.