Помните советский анекдот про сантехника, пришедшего в квартиру чинить протекающую батарею? «Да тут вся система прогнила, всю систему менять надо!» — делает он вывод. Анекдот вполне актуален и сегодня, потому что система, похоже, дошла до ручки. Но у народа в голове явное раздвоение: он вроде как понимает, что происходит в стране, но в то же время сохраняет доверие к власти, которая и привела нас к этому результату.
С одной стороны, мы видим президента с огромным рейтингом. С другой — стремительно падающую экономику, деградирующую соцсферу и, как следствие, высокий градус общественного недовольства властью. Как же так получается, что при осыпающемся фундаменте главе государства удается сохранять популярность?
Логику этой социальной установки, на мой взгляд, неплохо сформулировал таксист, с которым недавно довелось ехать: «Путин у нас нарасхват — Запад, Америка, Сирия, Донбасс. А экономикой должен заниматься Медведев — вместо того чтобы в айфоне сидеть». И тут же выдал порцию плохих новостей: работы стало меньше, цены растут, куда катимся, непонятно.
Таксист на самом деле воспроизвел классическую пропагандистскую формулу, которую он каждый день слышит по ТВ: корень бед помимо Америки — в плохих чиновниках и либералах. Правительство явно недорабатывает, а президент очень занят внешней политикой и подниманием России с колен. Он эдакий сакральный покровитель страны, ее ангел-хранитель, и к нему недоработки чиновников не липнут.
Конечно, если подумать здраво, то должен бы возникнуть когнитивный диссонанс: у президента огромный объем полномочий, он назначает правительство, может, когда захочет, ни с кем не советуясь, уволить любого министра, включая премьера. Своими указами он вправе инициировать любые реформы. Да и Госдума в его власти, ведь в ней большинство составляют единороссы. Почему бы Путину не назначить хорошую команду, не уволить коррупционеров и не объявить о новом курсе страны? Ведь как он поднимет ее с колен, если экономика рушится? Если он слаб и неспособен этого сделать, зачем его тогда поддерживать? Если он просто не хочет — опять же это плохо. Но народ, слабо разбирающийся в политических институтах и не видящий перед глазами какой-то достойной альтернативы, готов верить в то, что «Путину тяжело», «он борется», «ему мешают».
Массированная накачка умов в этом направлении позволяет власти удерживать систему и ничего в ней принципиально не менять, сохраняя нынешний выгодный элите инерционный сценарий. А выгоден он ей потому, что, если бы государство решилось на экономические реформы, это неизбежно ударило бы по ее материальным интересам, заставило бы поступиться частью комфорта и сверхдоходов.
Однако пока издержки кризиса аукаются прежде всего широким массам, нужно кого-то сделать крайним, мальчиком для виртуального битья. Вот на эту роль как раз и «назначены» правительство (за вычетом Шойгу и Лаврова) и абстрактные «либеральные круги», якобы оказывающие подковерное влияние на чиновников.
Очевидно, что сегодня глава государства не может официально поддержать нынешний курс, который обернулся массовой бедностью населения. Поставить равенство между этим курсом и президентом было бы если и не самоубийством, то уж точно мощным ударом по его популярности. Но и менять курс Путин не намерен по причине, указанной выше (интересы элиты). Именно по этой причине президента накануне выборных кампаний намеренно «отстегивают» от внутренней повестки и «вешают» ее на Медведева и его правительство. И премьер последовательно становится уже не вторым лицом в государстве, а «расходным материалом», козлом отпущения.
При этом не стоит полностью отождествлять Медведева и «Единую Россию». В пропаганде они не смешаны, и это не случайно: не надо, чтобы весь негатив к чиновникам и главе правительства переходил на партию, которой предстоит завоевывать большинство в Думе. Поэтому единороссы даже критикуют министров, изображая, что они и исполнительная власть — это разные вещи (несмотря на общего руководителя и большинство в парламенте, позволяющее принять любое и кадровое, и законодательное решение).
Это весьма важная часть спектакля: Медведев должен быть «громоотводом» для Путина, но при этом единороссам во главе с ним нужно пройти думскую кампанию. Исходя из этой задачи, власть будет максимально регулировать объемы критики в адрес премьера, в том числе и от оппозиционных партий. Что касается выпадов со стороны околовластных сил (типа традиционных филиппик ОНФ против чиновников), то они будут носить скорее корректирующее значение, чтобы вывести президента из-под удара возможной критики за ситуацию в стране. Но слишком принижать правительство в период выборов официальные пропагандисты не будут — негатив перейдет на «чиновников на местах». При этом правительству дадут карт-бланш на расходование бюджетных средств в популистских целях, для смягчения кризиса, в том числе за счет временного увеличения дивидендов от крупных корпораций (пока называют цифру 300–400 млрд, чего вполне хватит на лето).
Таким образом, в думской кампании Медведев вызовет огонь на себя, однако за счет «управляемой демократии» этот огонь не перейдет в пожар и не обожжет власть и элиту. Президент же должен остаться невредимым, так как его основная стратегическая игра — это выборы-2018, ключевые для элиты.
Следующим актом политического спектакля станет премьерство Медведева после выборов и до 2018 года. Здесь он также мальчик для битья и расходный политический материал, готовящий въезд Путина в новую президентскую кампанию.
После выборов премьер, получив формальный карт-бланш от избирателей, сможет стать инициатором непопулярных мер (если, конечно, нефть вдруг чудом не вырастет в цене). Это неизбежность — за кризис кто-то должен платить, и, судя по всему, этим «кем-то» по-прежнему будет не элита. В любом случае именно Медведеву предстоит сводить концы с концами в ультрадефицитном бюджете 2016 года (дефицит — 14,7% от расходной части), а потом верстать, как тришкин кафтан, бюджеты-2017 и -2018.
Далее, если ситуация начнет развиваться по плохому сценарию и претензии со стороны населения достигнут критической массы, Путин уже в преддверии президентских выборов может отправить Медведева в отставку, предоставив ему какой-нибудь синекурный пост. И вновь получить свой профит — в глазах электората президент окажется практически народным спасителем. Сняв таким образом социальное напряжение, он с приемлемым процентом переизберется еще на 6 лет. Оппозиция вновь будет посрамлена, а премьером может стать ну например Кудрин. Что удачно просимволизирует компромисс между «либералами» и «охранителями» и заодно будет воспринято как кивок в сторону Запада, от которого нам позарез нужны дешевые деньги.
Альфа и омега всей многоходовки — сохранение системы. А значит — привилегий и активов высшей элиты, ее образа жизни, спокойной передачи богатств детям. Можно будет выдохнуть и снова наслаждаться закатами на Лазурном берегу и в Италии.
Что будет дальше — покажет время и экономическая конъюнктура. Если резервы кончатся, а нефть не вырастет, то начнется интрига вокруг преемника Путина. Или найдется новый козел отпущения, и так до бесконечности. Вообще так надолго нынешняя власть просто не загадывает.
Остается последний вопрос. Зачем все это самому Медведеву? Ему-то какая радость от того, что он расходный материал? А вот тут как в классике: живут не для радости, а для совести. Думаю, лежащий на поверхности ответ окажется и наиболее верным — Медведев исполнителен и верен своему патрону, он не мыслит себя вне системы и уж тем более создателем новой системы.
Вспоминается в связи с этим еще один анекдот: Медведев-президент просыпается в поту. Жена спрашивает: «Что случилось?» — «Мне приснилось, что я уволил Путина...» — отвечает Медведев. Но 2011 год наглядно показал, что готовить революции и даже серьезные реформы нынешнему премьеру не под силу — это не его масштаб. Вот и получается, что медведевский политический путь — короткие взлеты и следующая за ними череда унижений. Впрочем, и радости в его положении тоже немало — разве плохо целых шесть лет быть премьером в такой богатой стране, как Россия?