В 2016 году «Магнит» впервые допустил сокращение чистой прибыли, а темпы роста выручки оказались самыми низкими за 11 лет. Руководство компании объясняет это неблагоприятной ситуацией на рынке и стремлением к эффективности
Чистая прибыль российского ретейлера «Магнит» за 2016 год сократилась почти на 8% и составила 54,3 млрд руб., говорится в сообщении компании. Снижение годовой чистой прибыли произошло впервые за всю историю компании.
Особенно неудачным оказался четвертый квартал, когда она упала на 15%, до 14,3 млрд руб. Таким образом, EBITDA и чистая прибыль за четвертый квартал были соответственно на 3,7 и 10% слабее, чем консенсус-прогноз «Интерфакса», говорится в обзоре UBS.
Рентабельность в четвертом квартале считалась бы высокой, если бы не слабый рост продаж, который и привел к снижению показателя EBITDA в данном отчетном периоде на 5% и на 2% в целом по году, отмечают аналитики «ВТБ Капитал». По их наблюдениям, замедление продаж началось еще в ноябре 2015 года и продолжалось на протяжении всего 2016 года.
Выручка «Магнита» в течение года выросла всего на 12,8%, до 1,069 трлн руб., — это самый низкий темп роста за последние 11 лет. Напротив, основной конкурент — X5 Retail Group, управляющая сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Экспресс», зафиксировала в 2016 году самый высокий рост выручки в своей истории — на 27,5%. По итогам года чистая розничная выручка X5 Retail Group составила 1,025 трлн руб. Таким образом, «Магнит» все же сохранил статус крупнейшего ретейлера в России. Он стал им в 2013 году. Однако если смотреть на результаты отдельно четвертого квартала, лидером является уже X5 с выручкой 291,29 млрд против 282,4 млрд руб. у «Магнита».
Чтобы получить премии, топ-менеджмент X5 Retail Group должен добиться лидерства на рынке до конца 2019 года без ущерба для маржинальности бизнеса, открыто говорилось в годовом отчете компании за 2015 год. За хорошую работу руководители могли рассчитывать на сумму в пределах 12% годовой EBITDA. Основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий предпочел мотивировать своих менеджеров не на рост, а на эффективность, о чем заявил он сам на телеконференции с инвесторами после объявления финансовых результатов.
«Первое место — это не для нас», — сообщил он инвесторам, пояснив, что «Магнит» «за прибыль, за деньги, за эффективный бизнес» и будет «ловить баланс между ростом и эффективностью». Еще в конце 2015 года менеджеры поняли, что «нужно переосмыслить» фундаментальные критерии открытия магазинов, и поэтому «решили, что лучше взять паузу», добавил Галицкий.
«Мы потратили 2016 год на совершенствование и пересмотр технологий продаж», — подтвердил финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан. Он также отметил, что уменьшение валовой маржи в четвертом квартале связано в том числе со снижением наценок на товары. На эту меру «Магнит» пошел для того, чтобы «быть в более конкурентном положении». Продуктовая инфляция в 2016 году составила около 4%, в то время как реальные доходы населения упали на 6%. При этом многие магазины сети расположены в маленьких населенных пунктах, где покупательная способность намного ниже, чем в больших городах, напомнил Помбухчан.
Противоречивый прогноз
Открывая новые магазины в 2016 году, ретейлер стремился сделать их более эффективными, соглашается старший аналитик БКС Марат Ибрагимов, но из-за этого темпы развития замедлились, что привело к обратному результату. «Магнит» фактически добровольно отдал первенство X5, когда стал наращивать площади не только ниже уровня конкурента, но даже собственных темпов предыдущих годов, считает Ибрагимов.
На 31 декабря 2016 года «Магнит» управлял 14 059 магазинами. Из них 10 521 приходились на формат магазин «у дома», 237 являлись гипермаркетами, 194 магазинами «Магнит Семейный» и 3107 работали в формате дрогери. В 2016 году совокупная торговая площадь ретейлера увеличилась на 14,3%, тогда как в 2015 году этот показатель составил 23%.
А вот планы на 2017 год более амбициозные, заметил Сергей Галицкий, выступая перед инвесторами. Согласно презентации компании, «Магнит» планирует открыть как минимум 1,7 тыс. магазинов «у дома», 1 тыс. магазинов дрогери, более 15 гипермаркетов и не менее 25 магазинов формата «Магнит Семейный». Кроме того, компания проведет рестайлинг 2 тыс. торговых точек. По словам Галицкого, в магазинах нового формата продажи примерно на 12% выше, чем в старых. Также руководство «Магнита» «готовится к другой маркетинговой стратегии в больших форматах». Всего капитальные затраты в 2017 году составят, по оценке Галицкого, около 105 млрд руб.
При этом выручка компании в 2017 году, согласно презентации «Магнита», вырастет примерно на 9–13% — то есть в лучшем случае останется на уровне 2016 года. Правда, прогноз станет оптимистичнее, если во второй половине года темпы инфляции снизятся из-за предстоящих президентских выборов в России, сказал Помбухчан.
После известия о годовых результатах «Магнита» аналитики «ВТБ Капитала» тоже заявили о возможности пересмотра своего прогноза в отношении ретейлера, но, скорее, в сторону ухудшения. Пока в 2017 году от компании ждут роста продаж на уровне 13,5%.