Маэстро переигрывает
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ksenia Krushinskaya. Elle
У каждого времени свои герои. Евгений Понасенков, автор книг о войне 1812 года, YouTube-блогер и человек-мем, несомненно, один из героев века XXI, когда важно иметь доступ в интернет и уметь делать шоу. ELLE разбирается в феномене историка и фрика
Талант, в котором Евгению Понасенкову точно не откажешь, — это способность в считаные секунды завладеть всеобщим вниманием. На съемке для ELLE он в темно-сером деловом костюме и галстуке (сниматься в другой одежде Понасенков наотрез отказался) степенно встает под софиты. Через несколько минут раздается громогласное: «У вас здесь совершенно неправильная атмосфера!‥ Как вы обращаетесь со звездой?! Говорить со звездой нужно иначе. Фразы полагается начинать с «будьте любезны». В студии воцаряется молчание. Хотелось бы добавить, что слышен в этой тишине лишь взволнованный стук сердца фотографа Коли Ефимцева, но — нет. Коля спокоен — работать ему, как и всей команде, приходилось и не со столь искрометными персонажами.
Стоит добавить, что для Евгения Понасенкова (или Маэстро, как прозвали его в Сети) быть в центре внимания — жизненная необходимость. Ученый-историк? Это как посмотреть. Прежде всего он шоумен. И герой мемов, благодаря которым его знают сегодня даже школьники (особенно школьники).
На видео, ставшем вирусным в TikTok, Понасенков степенно прогуливается по осеннему парку — в качестве саундтрека кто-то подложил R&B-балладу Джея Шона Ride It. Другой видеомем взят уже с личного канала Понасенкова в YouTube «Канал здравого смысла: Блог Евгения Понасенкова» — в этом ролике историк обещает оппонентам «переиграть и уничтожить». Фраза всем так понравилась, что, как говорится, ушла в народ — цитировал ее у себя в соцсетях даже Алексей Навальный (Понасенков появился в комментариях под этой записью и поинтересовался у Алексея, почему тот не указал автора цитаты).
На видеоканал нашего героя подписаны 616 тысяч фолловеров. Зрителей здесь в разы больше, чем читателей у его книг. Последних в библиографии историка пока всего три. В 2004‑м вышла «Правда о войне 1812 года» с большим портретом автора на обложке. В ней Евгений пытается убедить читателей в том, что войну между Россией и Францией на самом деле развязал не Наполеон, а Александр I. Любимую тему Понасенков развил и в книге 2017 года «Первая научная история войны 1812 года». Жанр у книги странный — что-то среднее между научпопом и мемуарами. Вышла она в АСТ в серии «Скандалы истории», затем дважды переиздавалась — суммарный тираж составил 34 000 экземпляров. Славы, сопоставимой с той, что принесли автору YouTube и мемы, «Первая научная история» Евгению не принесла. Зато подарила в 2018 году номинацию на звание почетного академика ВРАЛ — эту «золотую малину» от науки российские ученые вручают всем, кто внес серьезный вклад в мифотворчество и популяризацию лженауки. Переиграли? Возможно. Уничтожили? Нет, нет и еще раз нет. В конце концов, плохой пиар — это оксюморон.
Между двумя историческими трудами, в 2007 году, Евгений, которому на тот момент было 25 лет, выпустил мемуары — на этот раз самые настоящие, не замаскированные под историческое исследование. В аннотации книга «Танго в одиночестве» названа «исповедью и отповедью», а также ответом «всему тому глянцу, что заполонил сознание современного человека». В числе прочего в ней есть цитаты вроде этой: «...я органически не переношу той помойки, которая сегодня показывается в кино или в новомодном театральном движении «новая драма». Я, в отличие от режиссеров и критиков, сшибающих деньгу на том, что у народа нет вкуса, я не на помойке себя нашел, меня от маргинальщины воротит».
Воплощением «маргинальщины», от которой воротит Евгения, я сполна ощущаю себя после того, как наша съемка заканчивается и мы садимся в студии на диван, чтобы сделать интервью. Хорошо поставленным голосом Евгений начинает отвечать на первый вопрос, как вдруг прерывается: на первом этаже кто-то включает дрель. «Для интервью такие условия не подходят!» — сообщает Понасенков. Я спешу уверить его, что звук на диктофон в любом случае запишется хорошо. «Вы что, совсем не соображаете? — Понасенков, кажется, окончательно перестал видеть во всех нас равных себе homo sapiens. — Мне надо думать и размышлять — дрель мешает». Продюсер ELLE спускается на первый этаж, там ей обещают через пять минут перестать сверлить.
Наступает относительная тишина. Мы начинаем интервью сначала — хорошо поставленным голосом Евгений снова отвечает на первый вопрос. Внезапно из соседней студии раздается музыка. Тут уже Евгений вскакивает с дивана: «Как вы могли?! Вы не продумали!‥ Что вы за люди такие?!»
В конце концов с ассистентом Евгения, который все это время почти незримо присутствует рядом, мы договариваемся о том, что Понасенков пришлет свои ответы голосовым файлом — из более тихого места.
Так оно и происходит. В ответах Евгений — разумеется, хорошо поставленным голосом — рассказывает о глубоком презрении к современной эпохе и поп-культуре в частности: «Мне не нравится жить в этой эпохе, потому что она антиэстетична. Вместо архитектуры — так называемый дизайн. Он же — часто и вместо скульптуры и живописи. Вместо них же уродские инсталляции, которые не имеют к искусству никакого отношения... Мы эволюционировали от ничтожества, от животного состояния, от отсутствия формы и красоты к великим произведениям искусства, достижениям литературы, музыки. И после Баха, Моцарта, Верди мы рухнули в черный рэп и в бессмысленный псевдоминимализм».
Я слушаю и думаю о том, что нелюбовь к нынешней культуре и повестке не помешала Понасенкову весной этого года побывать на «Первом канале», на шоу Ивана Урганта, где «специалист по истории войны 1812 г.» исполнил под аккомпанемент оркестра ту самую R&B-песню Ride It, с которой его образ теперь неразрывно связан в интернете.
Смотрит ли Понасенков мемы о себе? Ответ абсолютно очевиден: смотрит. Хоть и утверждает, что натыкается на них случайно: «Какие-то мемы, конечно, до меня доходят. Мне показывают знакомые, мои помощники. Но этот жанр мне неинтересен. При этом я очень спокойно к этому отношусь, потому что как ученый прекрасно понимаю: большинство людей примитивно мыслят. Они не могут осилить мои научные труды и книги — и не только мои. Они во все века жили лубочными картинками. Раньше ведь вместо мемов был лубок. Вместо арий или канцон, которые исполняли во дворцах, — частушки. Ничего не меняется по сути. Меняется только техническая форма передачи».
Перемены в «технической форме передачи» Евгению, разумеется, на руку. Не будь сегодня интернета и культуры мемов (а также YouTube и шоу Ивана Урганта), вряд ли он сумел бы завоевать внимание аудитории.
Выходя из студии, где проходила наша съемка, в ожидании такси я разговариваю с сотрудником на ресепшене. «А кого вы сейчас снимали? — интересуется он. — Он известный, да? Тут одна девушка сейчас ко мне подошла, сказала, он ее кумир».
Кажется, писать книги было вовсе не обязательно.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.