Предложения Минэкономразвития о введении социальной нормы потребления электроэнергии для населения и отмене льгот по оплате электричества с целью ликвидации перекрестного субсидирования не получили поддержки в правительстве. Вице-премьер Дмитрий Козак на днях официально заявил, что вопрос закрыт на неопределенный срок, объяснив решение заботой о россиянах, реальные доходы которых снижаются на протяжении последних 5 лет.
«Очень много различных факторов, и самый главный состоит в том, что в текущем году и, может, на ближайшее будущее дополнительная финансовая нагрузка на граждан достаточно высокая – это и увеличение НДС, отсюда увеличение стоимости товаров и услуг», – цитирует чиновника РБК.
Отказаться от перекрестного субсидирования в электроэнергетике, при котором тариф для промышленных потребителей выше, чем для домохозяйств, правительство безуспешно пытается последние 6–7 лет. По инициативе Дмитрия Козака в 2014 году был проведен эксперимент в 7 регионах. Для каждого гражданина там был введен своего рода «энергопаек» в размере 50–190 кВтч в месяц. В случае успеха эта модель могла быть распространена на всю страну. Но этого не случилось. Препятствием тогда стал экономический кризис, во многом спровоцированный антироссийскими санкциями, введенными Западом после присоединения Крыма.
Нашли время
Несмотря на провал, задача ликвидировать перекрестное субсидирование актуальности не утратила. В сентябре прошлого года Дмитрий Козак снова вернулся к этой теме, поручив Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе подготовить к 15 января соответствующие предложения, что и было исполнено. Концепция введения социальных норм потребления электроэнергии в новой редакции претерпела ряд изменений. Теперь она предполагала введение «энергопайка» не индивидуально на каждого человека, а на домохозяйство, вне зависимости от числа проживающих в квартире или загородном доме.
Месячный лимит, оплачиваемый по «базовому тарифу», должен был составить 300 кВтч. Далее следовал «повышенный тариф» при потреблении электроэнергии в объеме до 500 кВтч, а все, что выше, подлежало оплате уже по «экономически обоснованному тарифу». Согласно ведомственным расчетам, средний размер домохозяйства в России сегодня – 2,5 человека, а они расходуют всего примерно 220 кВтч в месяц. Опираясь на эту статистику, авторы реформы утверждали, что предлагаемая дифференциация энерготарифов для населения не приведет к росту платежей. Со своей стороны, Дмитрий Козак ранее заявлял, что переход на новую схему возможен уже с 1 июля 2019 года. Однако по итогам заседания правительственной комиссии вице-премьер неожиданно кардинально изменил свою позицию по этому вопросу.
Директор региональных программ Института социальной политики Наталья Зубаревич убеждена, что правительство всего лишь взяло тайм-аут. Рано или поздно к проблеме ликвидации перекрестного субсидирования в отечественной электроэнергетике путем отмены льгот, введения соцнормы или как-то иначе власти обязательно вернутся. Схема, когда промышленные предприятия оплачивают разницу в тарифе для населения, сложилась давно, еще в СССР, и она неправильная, считает эксперт. В развитых странах, в частности в Евросоюзе, картина прямо противоположная. Бизнесу, как крупному потребителю, электроэнергия обходится дешевле, чем обывателям, что отражается на ценах на товары и услуги, следовательно, выигрывают все.
Вместе с тем, признает Наталья Зубаревич, время для реформы правительство опять выбрало неудачное. Реальные доходы населения падают, а расходы растут. Она уверена, что в случае введения социальной нормы счета за электричество для многих россиян существенно увеличатся, что может создать политические риски. Не удовлетворяют эксперта и расчеты, взятые за основу чиновниками Минэкономразвития. «Откуда взят «потолок» 300 кВтч для домохозяйства? Многодетные семьи, например, в лимит заведомо не уложатся, а для одиноких пенсионеров это явно много», – недоумевает Наталья Зубаревич.
Соцнорма выживания
Было время, когда самым энергозатратным бытовым прибором в доме была кухонная электроплита. Сейчас городские квартиры и загородные дома оснащены множеством электрических устройств, которые делают жизнь современного человека комфортнее и безопаснее, избавляют от многих бытовых забот. Это теплые полы, стиральные машины, полотенцесушители, микроволновые печи, домашние кинотеатры, компьютеры, всевозможные гаджеты.
В связи с этим сопредседатель Национального Союза защиты прав потребителей Алексей Егармин задается вопросом: а всем ли домохозяйствам хватит месячного «энергопайка» в размере 300 кВтч, то есть 10 кВтч в сутки?
«Потребление электричества выступает неким индикативом проникновения передовых технологических решений, которые призваны улучшать качество жизни потребителей и стимулировать таким образом прогресс», – напоминает он. Для примера эксперт предлагает взять семью из 2 человек, живущих в небольшой квартире площадью до 30 квадратных метров. Они пенсионеры и вполне сознательно пытаются сэкономить на коммунальных расходах.
По мнению эксперта, если в доме газовая, а не электрическая плита, установлено энергосберегающее освещение, хозяева редко пользуются стиральной машиной, то «энергопайка» им будет более чем достаточно. Но если речь идет о семье с маленькими детьми, живущей в доме с электроплитой, духовкой и микроволновой печкой, компьютерами, телеиграми, посудомойкой и прочими современными гаджетами, то очевидно, что в социальную норму она не уложится. В реальности потребление электроэнергии такого домохозяйства может достигать 1000 кВтч в месяц или даже больше, считает Алексей Егармин. Методика корректна и для многоквартирного дома, и для таунхауса, и для загородного особняка.
Здесь уместно напомнить, что в настоящее время 1 кВтч для домов с электроплитами в разных регионах в среднем стоит около 4 рублей, а с газовыми плитами – примерно 5,5 рубля. Тарифы перманентно растут. Так, в 2019‑м электроэнергия подорожает в два этапа. Одна индексация была проведена 1 января – рост на 1,7%, вторая запланирована на 1 июля – рост на 2,4%.
И все же стоимость электроэнергии в России пока существенно ниже, чем в странах Евросоюза. Введение социальной нормы, по логике, должно повысить энергоэффективность российской экономики, что позволит более рационально использовать электричество, отмечает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Однако опыт свидетельствует об обратном. «В 2014 году эксперимент с введением «энергопайков», в котором участвовали несколько регионов, провалился. Низкая социальная норма привела к недовольству населения, а большая не дала ожидаемого эффекта экономии», – констатировал собеседник «Профиля». Тогда все это стало одной из причин отказа от дальнейшей реформы.
Чужие счета
Тезис о дешевизне электроэнергии в России готов оспаривать Алексей Егармин. Он уверен, что население и бизнес сегодня и без того несут высокие расходы, оплачивая счета за электричество. По мнению эксперта, удорожание происходит главным образом из-за посредников, которые в этой ситуации остаются главными выгодоприобретателями.
«Утверждение, что домохозяйства якобы дотируются за счет промышленности, не совсем корректно. Скорее, и население, и промышленность спонсируют содержание сетевой компании. При этом напрямую приобретать у электростанции, расположенной буквально за соседним забором, даже крупные потребители не могут», – говорит Алексей Егармин.
В его понимании ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике путем введения социальной нормы и отмены льгот сведется к банальному увеличению расходов миллионов россиян, повысив коррупционные риски в отрасли. Оправданны и опасения другого рода – промышленные предприятия, оптимизировав производственные издержки, после снижения тарифов на электричество не обязательно учтут это в стоимости конечной продукции. В результате реформы население ровным счетом ничего не выгадает – финансовая нагрузка существенно вырастет, а цены в магазинах останутся на прежнем уровне.
В головах не только ветер
Потребление электричества сегодня выросло многократно, а вот экономить его считают обязательным далеко не все. Вот почему отмена льготных тарифов для населения, по мнению генерального директора ассоциации «Цель номер семь» Татьяны Ланьшиной, способна изменить ситуацию. В случае введения «энергопайка» граждане с низким доходом будут стараться не выходить за объемы «базового тарифа». А состоятельные люди, например, живущие в загородных домах, подсчитав свои издержки, задумаются о переходе на автономное электроснабжение.
Задача может быть решена путем внедрения микрогенерации – ветряной или солнечной, полагает эксперт. Впрочем, ветряные энергетические установки, как показывает опыт других стран, пользуются меньшей популярностью, чем солнечные панели, по 10–20 штук устанавливаемые на крышах домов. Их суммарная мощность достигает 10 кВт.
«Так называемые кровельные электростанции особенно перспективны на юге европейской части России и Сибири, а также в Якутии. Однако микрогенерацию успешно можно развивать в других регионах», – подчеркнула Татьяна Ланьшина. Она напомнила, что солнечная энергетика в последние годы переживает настоящий бум во многих странах мира. В частности, в солнечной Австралии кровельными электростанциями оснащены более 1,6 млн частных домов. В Великобритании – туманном Альбионе – число автономных микрогенерирующих солнечных установок приближается к 1 млн. И это при том, что инсоляция в Лондоне ниже, чем в Москве, – 2,72 против 2,86 кВтч на квадратный метр в день в среднем за год.
У России планы пока куда скромнее – до 400 тысяч установок к 2024 году. В прошлом году правительство поддержало законопроект о развитии микрогенерации. Кроме того, был разработан механизм поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на период 2025–2035 годов. Придать ускорение всем процессам способно государство, если власти все-таки решат ввести разорительную для большей части населения социальную норму потребления электричества. При таком раскладе лозунг «ВИЭ в каждый дом» вполне может овладеть массами.