Западные партнеры дважды огорчили официальный Киев. Сначала в НАТО дали понять, что никакого "особого пути" Украины для получения членства в альянсе не предвидится. А затем в Белом доме заявили, что "США не готовы отправляться на войну ради Украины".
Хотя заявления генсека НАТО Йенса Столтенберга и пресс-секретаря американского президента Джоша Эрнеста сопровождались ободряющими оговорками о неких "возможностях помочь" в противостоянии "угрозам, исходящим от России", исходный смысл сказанного ими от этого не поменялся. Брюссель и Вашингтон предлагают Киеву свыкнуться с мыслью, что никакого особого отношения к периферийному объекту мировой политики с их стороны больше не будет и помощь будет предоставляться исходя из этой, определенной ими для Украины роли.
Помочь, например, могут "добрым советом", как заявил замгенсека НАТО Трасивулос Стаматопулос. Он, впрочем, предложил странам - членам альянса на свое усмотрение оказывать Киеву помощь в рамках двусторонних межгосударственных контактов, сняв, таким образом, ответственность со всего блока.
Но даже после такого холодного душа глава Украины подписал новую Стратегию национальной безопасности, направленную на противостояние с Россией и евроатлантическую интеграцию. В качестве целей этим документом утверждается "обеспечение интеграции Украины в Европейский союз и формирование условий для вступления в НАТО" и "восстановление территориальной целостности", что, наверное, следует понимать как намерение продолжать войну на Донбассе, а может статься, начать ее и в Крыму. Вряд ли формулировка "реинтеграция временно оккупированных территорий после их освобождения" предполагает иную трактовку.
Самой актуальной угрозой национальной безопасности Украины, вполне ожидаемо, названа Россия: антироссийским пропагандистских штампам, голословным обвинениям и обидам в документе уделено восемь абзацев. Следует отдать должное авторам, в документе есть место и для самобичевания. Например, в стратегии указывается на "институциональную слабость, непрофессионализм, структурную несбалансированность органов сектора безопасности и обороны", "слабость, дисфункциональность, устаревшую модель публичных институтов", "депрофессионализацию и деградацию государственной службы", "осуществление государственными органами деятельности в корпоративных и личных интересах" и даже "монопольно-олигархическую, низкотехнологичную, ресурсозатратную экономическую модель".
Лечить проблемы предлагается преимущественно абстрактными формулировками: "реформировать", "обеспечить", "усилить", "усовершенствовать", "расширить" и прочими в том же роде. Конкретика касается только реформы вооруженных сил: их, среди прочего, собираются подчинить доктринам и стандартам НАТО. Это уже третья стратегия, созданная на Украине. Первую в 2007 году одобрил президент Виктор Ющенко, и там тоже говорилось о сближении с ЕС и НАТО. Вторая редакция появилась в 2012 году при Викторе Януковиче, и это была стратегия нейтрального государства, где сотрудничество с НАТО предполагалось только на основе "взаимного интереса". При этом в документе содержались и почти пророческие слова, например про "обострение конкуренции между мировыми центрами влияния" и "попытки государств решать проблемы за счет других государств". Как знать, если бы нынешние власти внимательно прочитали предшествующую стратегию, им бы не пришлось сейчас униженно выпрашивать у Вашингтона и Брюсселя невозможное.
Скандал
Новый президент Польши Анджей Дуда не нашел времени для встречи с главой Украины. В ходе визита в Варшаву Петр Порошенко переговорил только с проигравшим выборы, но все еще действующим польским коллегой Брониславом Коморовским. "Встреча с избранным президентом никогда не планировалась, эта тема всплыла только по той причине, что президент Порошенко находился в Варшаве. Оказалось, что совместить планы обоих лидеров никак не получается, так что встреча состоится в другое время. Встреча отложена, а не отменена", - так прокомментировал появившуюся информацию депутат польского Сейма Кшиштоф Шчерский, который в администрации президента Дуды, скорее всего, будет отвечать за международную политику. Однако в польских СМИ появились и другие версии.
Как сообщил журнал Do rzeczy, сама возможность встречи Дуды и Порошенко обсуждалась во вторник вечером. Украинская сторона предложила провести ее во время варшавского матча финала Лиги Европы между днепропетровским "Днепром" и испанской "Севильей" в среду. Однако Анджей Дуда на матч идти не собирался. Позже сообщили, что Дуда и вовсе уезжает в Брюссель - сложить с себя полномочия депутата Европарламента. Однако версия о несовпадении графиков выглядит мало правдоподобной. Судя по тому, что действующий президент Бронислав Коморовский нашел в своем календаре время не только на переговоры в президентском дворце, но и на совместный с Порошенко поход на матч, о визите главы Украины было всем заранее известно.
Скорее всего, новоизбранный президент и его помощники еще не определились со стратегией в отношениях с украинским руководством, и сделать это им будет непросто. В частности, некоторые консервативные публицисты считают, что, если бы Дуда встретился по-дружески с Петром Порошенко, это противоречило бы его предвыборным словам о принятом на Украине законе огероизации ОУН-УПА: "Я считаю, что Польша должна занять в этом вопросе твердую позицию. Если Украина захочет иметь с нами хорошие отношения - а это отношения и с польским обществом, ведь его мнение чрезвычайно важно, и президент не должен забывать об этом - то должна проводить такую политику, которая ведет к единению народов, а не углублению существующей неприязни".
Между тем
Генпрокурор Украины Виктор Шокин выступил в поддержку законопроекта разрешающего гражданским лицам приобретение, владение и ношение оружия. Напомним, что законопроект "О гражданском оружии и боеприпасах" внесенный в Верховную Раду в конце 2014 года, был выдвинут группой депутатов, в частности Олегом Ляшко, Андреем Парубием, и Юрием-Богданом Шухевичем.