Канцтоварно-денежные отношения
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Владимир МАЗЕНКО. Комсомольская Правда. Москва
Я хорошо помню, с каким восторгом смотрел на прозрачные ручки на витрине киоска «Союзпечать», когда это канцелярское чудо только появилось в продаже в лохматые 1980-е. Ну надо же - ручка, и вдруг прозрачная! И как же умно придумано - всегда видно, сколько в ней чернил осталось. Это нехитрое ноу-хау казалось когда-то верхом технологичности, и рука сама тянулась к кошельку. Родительскому, конечно.
С тех времен прошло немало лет. Но если вы думаете, что нынешних школьников уже ничем не удивишь, то ошибаетесь. Каждый год производители канцтоваров придумывают все новые фишки, которые заставляют школьников замирать у витрин, а их родителей - тратить на канцтовары тысячи и тысячи рублей. Почему чеки на канцтовары продолжают расти и как избежать лишних расходов?
НЕПРЕОДОЛИМЫЙ СОБЛАЗН
«Обожаю ходить в наш книжный!» - как-то обрадовала меня дочь. Надо же, думаю, какая молодец. Ведь книга, как известно, источник знаний и лучший подарок… Вот только выяснилось, что проводит она время совсем не в отделе книг, а там, где продаются канцтовары. А еще - где можно побаловать себя кофе с круассанами (хитрые маркетологи делают все, чтобы как можно дольше не выпускать нас из торговых точек, поэтому кофе теперь есть даже в книжных).
В отделах канцтоваров, действительно, даже для взрослого человека полно искушений - стильные ручки, блокноты, удобные папки для бумаги - и все такое пестрое, разноцветное, сияющее… Уйти без покупки трудно. Ну а если зашел с ребенком - считай, пропал, оставишь здесь как минимум тысячу-другую. И только дома разведешь руками - а что мы купили-то? Карандаши, точилку, скетчбук (так сейчас называют альбомы для рисования), фломастеры… неужели все?
В интернет-магазинах та же история. Цены, может, чуть ниже, зато картинки с товаром еще привлекательнее, чем те же товары вживую. В итоге потратишь больше, чем офлайн.
И продажи канцтоваров постоянно растут. По данным, которые предоставил «Комсомольской правде» маркетплейс Wildberries, рост продаж на этой площадке (если сравнивать июль этого года с июлем 2023-го) составил: ластиков +44%, линеек +38%, пеналов +41%, тетрадей +63%.
На ручки-тетрадки-линейки родители накануне нового учебного года тратят уже больше, чем на школьную форму. Согласно данным аналитического центра «Чек Индекс», собрать ученику рюкзак в 2024 году можно за 5445 рублей (для первоклассников чуть дороже - 5809 рублей). А форма летом 2024 года в среднем стоит 3944 рубля.
В сети «Читай-город» рассказали, что сумма затрат на школьные товары (без формы) покупателей этой торговой сети сейчас - 4997 рублей. А премиальный набор канцтоваров уже достигает 10 340 рублей.
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЖАЛКО, ЗАТО КРАСИВЫЙ
Вот на премиальном наборе остановимся подробнее. Раньше тетрадка была просто тетрадкой, ручка - ручкой, а ластик - ластиком. Теперь все сложнее. Нынешним школьникам далеко не всегда важно, выполняет ли товар свою прямую функцию.
Взять тот же ластик. В наше время главным его достоинством была способность без разводов стирать с бумаги следы карандаша. Теперь в продаже масса видов, которые очень плохо стирают, зато красиво выглядят. Настолько красиво, что и пользоваться им жалко, берут его просто из эстетических соображений - чтобы лежал в пенале. Ластик-мороженка на палочке, ластик-панда в специальном контейнере, ластик-Чебурашка...
А ведь есть еще желейные 3D-ручки, ручки-сканеры, вечные карандаши (см. «Конкретно»)...
Если взрослый человек не может пройти равнодушно мимо желтого ценника в обычном супермаркете, то и дело попадая в расставленные маркетологами капканы, то для ребенка это вообще непосильная задача - ему хочется всего и сразу.
ТЕТРАДКА КАК АНТИСТРЕСС
- Ребенку очень трудно противостоять соблазнам, ведь дети - существа импульсивные, им трудно анализировать последствия, - рассказала «Комсомольской правде» педагог-психолог Наталья Долженкова. - Мы, взрослые, понимаем, что эстетизация учебы - это в том числе маркетинговый ход, благодаря которому находятся покупатели на нефункциональные и необоснованно дорогие, но красивые ластики, линеечки и т. п. Мы знакомы с элементарной теорией маркетинга, к тому же имеем отдаленные цели - нам еще за квартиру платить, и к стоматологу нужно, и зимнюю обувь ребенку купить… А детям при виде чего-то яркого и интересного сложнее «оттормозиться», чем взрослому. Это - минус. Но есть и плюс: зато они готовы с головой и без оглядки нырнуть в освоение того, что им кажется привлекательным. Не секрет, что школа - это в целом огромное напряжение и труд. А тактильно приятные, радующие глаз принадлежности для учебы могут работать как антистресс и снижать уровень тревожности.
- Так, может, ребенку не нужно отказывать в канцтоварах? Накупить ему все, что он хочет (если у родителей есть такая возможность) - и дело с концом! Зато учиться будет с охотой.
- Конечно, можно накупить с лихвой от родительских щедрот и радоваться вместе! -говорит эксперт. - Но мы прекрасно понимаем, что аппетиты ребенка будут расти, и когда-то отказать чаду все же придется. Но делать это нужно правильно, тогда конфликтов и обид можно будет избежать (см. «Инструкцию «КП»).
Есть и еще одна важная причина, почему детям важно иметь определенный набор школьных аксессуаров:
- В подростковом возрасте очень высока потребность в позиционировании себя в коллективе сверстников, - объясняет Наталья Долженкова. - Быть «в тренде» впервые становится важным именно в этот период - надо ощутить себя принятым другими людьми, найти «своих». И личные вещи становятся визитной карточкой, рассказывают о вкусах - это облегчает человеку самопрезентацию.
ГУСИ НА СМЕНУ КОТИКАМ
Эту особенность производители и продавцы хорошо знают, постоянно задавая все новые и новые тренды - как в дизайне, так и в ассортименте. Все они фиксируют повышение спроса на модную канцелярию для школы. Сейчас главная тенденция, по наблюдениям экспертов, - персонализация. Товары все чаще выбирают, чтобы подчеркнуть свой индивидуальный стиль и образ жизни. Причем такое желание отмечается уже у школьников младшего возраста. А есть спрос - будет и предложение.
- Мы проводили исследования и выявили несколько трендовых направлений в дизайне, - рассказала директор категорий канцелярских групп товаров сети «Читай-город» Ольга Утешева. - На основе тенденций разработали несколько актуальных коллекций. Самой востребованной стала канцелярия в модных пастельных оттенках. У старшеклассников и взрослых наиболее популярны блокноты, тетради и письменные принадлежности в стилях «минимализм» и «ботаника». В этом году девочки младшего возраста выбирают товары розовой коллекции и с персонажем Kuromi (девочка-кролик, пришла к нам из Южной Кореи. - Ред.), а мальчики - темно-серую коллекцию с медведем гризли. Также продолжается тренд на принты с гусями и капибарами, товары в стилистике «аниме».
- По оформлению канцелярских товаров в тренде аниме и единороги, - рассказали «КП» в пресс-службе маркетплейса Wildberries. - Среди предметных тетрадей чаще всего выбирают оформленные в стиле минимализм в пастельных тонах или total black (тотальный черный. - Ред.). Из популярных новинок - вечный карандаш. Также продается большое количество стикеров с мемами.
Отмечают в Wildberries и стремление покупателей к экономии:
- Особым спросом пользуются наборы в экономичных упаковках - шариковые ручки по 10 штук, упаковки классических тетрадей, обложек. В этом году в топ продаж впервые вышел набор цветной бумаги на 100 листов.
Популярны сейчас также 72-цветные наборы карандашей, пластилин и фломастеры 36 цветов.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.