В московском центре Laboratoria Art & Science Space проходит выставка сайнс-арта «Квантовая запутанность» — результат совместной работы художников и ученых, представляющий собой попытку взглянуть на квантовую теорию не только с научной точки зрения.
«Думаю, я могу ответственно заявить, что никто не понимает квантовую механику. Если есть возможность, прекратите спрашивать себя: «Да как же это возможно?» — иначе вас занесет в тупик, из которого еще никто не выбирался», — говорил лауреат Нобелевской премии по физике, американский ученый Ричард Фейнман. Участники выставки «Квантовая запутанность» в Laboratoria Art & Science Space и не претендуют на понимание. Во всяком случае логическое.
Действительно, представить, что один фотон может перемещаться одновременно по двум траекториям и в одно и то же время быть здесь и там, довольно сложно. Вопросы множатся, а ответы… Ответы порой лежат в области интуитивного знания — там, где человек освобождается от устоявшихся представлений о реальности. Все проекты единственного в России сайнс-арт-центра Laboratoria Art & Science — на стыке науки и искусства: здесь художники, опираясь на научные выкладки, строят свои модели мира — когда высокотехнологичные, когда исключительно метафоричные, когда совсем уж фантастические. И как ни странно, ученые к этой фантастике относятся вполне серьезно.
Выставку открывает интерактивная инсталляция российской арт-группы Electroboutique «Визуальная неопределенность». На первый взгляд ничего необычного: прямоугольный полупрозрачный экран и проектор. Но если посмотреть сквозь это «волшебное стекло», как называют его художники, то можно увидеть «невидимое»: на стене, напротив которой оно расположено, возникают некие подвижные цветовые абстракции. Они меняют и теряют форму, перетекают друг в друга, смешиваются, разделяются и снова соединяются.
— Это работа не для размышления, а для восприятия, — говорит один из участников группы Алексей Шульгин. Суть оптического эффекта он предпочитает не объяснять, полушутя, полусерьезно называя его просто «магией». — А лишить искусство загадки — значит эту магию разрушить, — Шульгин, немного встрепанный, в толстом свитере, круглых очках, и правда похож на волшебника из какого-нибудь рождественского фильма.
Британская группа Semiconductor, наоборот, стремится визуальную и всякую другую неопределенность преодолеть. Их 3D-видео представляет собой визуализацию геомагнитной бури: временами она похожа на бурлящую жидкость, временами — на работающий ткацкий станок, временами — на разгорающееся пламя. Если долго смотреть на экран, начинаешь погружаться в состояние, близкое трансу, и, кажется, вот-вот телепортируешься куда-нибудь за пределы окружающей реальности.
А там, за пределами, все возможно — например, одновременное проживание прошлого, настоящего и будущего. Художники из группы «Куда бегут собаки» заключают три времени в автоматизированный лабиринт, по которому передвигается мышь. Самая обыкновенная белая лабораторная мышь, немного испуганная. Она петляет между перегородками, поворачивая направо, налево, перемещаясь вверх и вниз. Мы не знаем, почему она выбирает тот или иной путь, но понимаем, что он не единственный. И каждый раз, когда мышь суетливо сворачивает в одну сторону, на экране рядом с лабиринтом возникает ее виртуальный двойник, который направляется в противоположном направлении. Эти фантомы упущенных возможностей множатся, сталкиваются друг с другом, исчезают и возникают снова. И уже невозможно понять, где здесь реальность, а где ее умозрительная модель. Да и так ли уж она умозрительна?
Я рассматриваю расположенный в соседнем зале интерферометр. С его помощью наблюдают интерференцию света — изменение его интенсивности в результате наложения световых волн одинаковой частоты. Руслан Юнусов, директор Российского квантового центра, объясняет мне принцип эксперимента с точки зрения квантовой физики: элементарная частица, фотон, попадая в определенную точку, отталкиваясь от нее, движется дальше одновременно двумя возможными путями. И это при том, что частица неделима. Все это с трудом укладывается в голове, так что ничего не остается как следовать совету Фейнмана — не пытайтесь понять, просто примите как данность. Тем более что многие привычные современному человеку атрибуты — сенсоры, флешки, лазеры — работают именно по этим не укладывающимся в голове законам.
— Одна из взламывающих мозг перспектив — квантовый компьютер, который работает на принципиально другой логике, — продолжает Руслан. — Если обычно бит — либо 0, либо 1, то в квантовой физике он может быть одновременно и тем и другим. А это значит, что параллельные вычисления квантовый компьютер может делать даже не в разы, а в миллионы раз быстрее, чем самая мощная современная машина.
А вот интересно — способен ли квантовый компьютер вычислить гармонию, вывести формулу идеальной жизни? Но главный вопрос скорее в другом — нужно ли это делать? Интерактивная видеоинсталляция британца Мемо Актена называется «Равновесие», но с таким же успехом она могла бы быть «Природой хаоса» или чем-нибудь в таком же духе. На экране — динамическая абстракция, при всей непредсказуемости и необъяснимости ее метаморфоз чувствуется, что они подчинены некоему внутреннему закону. Стоит прикоснуться к монитору — и баланс системы нарушается, она приходит в состояние хаоса и как будто бессмысленности. Но постепенно она вновь обретает гармонию и начинает новую жизнь. Как ни парадоксально, равновесие и хаос подчиняются одному и тому же закону. И в нем определенно есть что-то магическое.
Видимое-невидимое, настоящее-вероятное, сложное-элементарное, упорядоченное-хаотичное — материя жизни соткана из противоречивых, порой взаимоисключающих свойств. Она играет с нами, дразнит, то заводит в тупик, то щедро подбрасывает неожиданное решение, то снисходительно позволяет человеку почувствовать себя демиургом, то низводит до положения лабораторной мыши. Не стоит обольщаться: объективной реальности не существует. Есть только квантовая запутанность. Впрочем, здесь тоже возможны варианты.
Выставка «Квантовая запутанность», Laboratoria Art & Science Space. До 25 января