ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 25, 2021

Как работает вакцина

Рейтинг: 0

Автор: Кирилл Стасевич. Наука и Жизнь

В любом разговоре о вакцинах присутствуют доктор Дженнер и оспа. В конце XVIII века Эдвард Дженнер предложил способ защититься от натуральной оспы — с помощью коровьей оспы. Он сумел связать воедино несколько общеизвестных фактов: во-первых, переболевшие оспой повторно ей не болели, во-вторых, точно так же не болели натуральной оспой те, кто перенёс коровью оспу. И для коров, и для человека коровья оспа неопасна; у человека после неё могут остаться разве что лёгкие следы на руках. В-третьих, из исторических документов Дженнер знал, что самые разные народы практиковали самодеятельные прививки от оспы. Для этого у больного оспой брали гной и каким-либо образом вводили его здоровому человеку: вкладывали ткань или ватку с гноем в нос или, например, втирали в кожу. После такой прививки некоторые получали полноценную оспу и умирали, но у многих болезнь протекала в лёгкой форме, после чего они уже никогда оспой не болели.

Мысль Дженнера была в том, что от коровьей оспы заведомо никто не умрёт, зато получит защиту от натуральной оспы. То есть нужно использовать лёгкую форму болезни, чтобы защититься от тяжёлой формы. В этом суть любой вакцины — сымитировать болезнь. Звучит страшновато, но речь именно об имитации болезни. Организм должен запомнить болезнь, не болея. Запомнив её, он пресечёт её в зародыше, когда заражение произойдёт по-настоящему.

Что значит «организм должен запомнить болезнь»? Это значит, что её должен запомнить иммунитет. А что это значит для иммунитета? Он запоминает не симптомы, не повышенную температуру и не головную боль — иммунитет запоминает возбудителя. Представим, что в организм проник опасный вирус. Когда инфекция только появляется в организме, иммунная система запускает неспецифическую программу защиты — систему врождённого иммунитета. Он борется не с конкретной бактерией или вирусом, а вообще против неизвестного патогена, против обобщённой бактерии или обобщённого вируса. Плюс врождённого иммунитета в том, что он срабатывает очень быстро. А минус в том, что неспецифическая защита не очень эффективна и не слишком безопасна для наших собственных тканей и органов. Один только неспецифический врождённый иммунитет будет избавляться от инфекции долго, и стоить это будет дорого, в смысле сопутствующего вреда.

К счастью, у нас есть ещё адаптивный, или приобретённый, иммунитет, который в какой-то момент присоединяется к врождённому. Собственно, врождённый помогает включиться адаптивному. Некоторые клетки врождённого иммунитета, воюя с вирусом, подбирают вирусные белки и показывают их клеткам адаптивного иммунитета — В- и Т-лимфоцитам. У лимфоцитов к тому времени появляются ещё и собственные сведения, что в организме завёлся кто-то чужой и неприятный. Сопоставляя разную информацию, лимфоциты «приходят к выводу», что пора действовать. Но действуют они уже не против вируса вообще, а против конкретного вируса, который проник в организм сейчас. Лимфоциты настраивают себя против всего, что несёт на себе опознавательные признаки вируса. Иммунитет атакует сами вирусные частицы, и отдельные их фрагменты, и заражённые вирусом клетки. При этом часть В- и Т-лимфоцитов запоминает, с кем она воевала. И если спустя какое-то время тот же вирус появится снова, адаптивный иммунитет быстро всё вспомнит и сразу начнёт бороться именно с конкретным вирусом. Адаптивный иммунитет, благодаря умению воевать с конкретным патогеном, действует эффективнее врождённого, и поэтому чем быстрее он включится, тем меньше у инфекции шансов навредить. Его можно сравнить с полицейской собакой, натасканной на определённый запах: хорошо выученный пёс мгновенно найдёт след и быстро поймает преступника.

Вакцина именно этим и занимается — она натаскивает иммунитет на конкретный «запах», заставляет выучить, как выглядит тот или иной возбудитель: вирус гриппа, коронавирус, туберкулёзная бактерия и т. д. Как вакцина это делает? Или, если говорить точнее, из чего вакцину делают?

Первый способ — инактивировать вирус, чтобы он не мог размножаться. Например, коронавирус можно обработать бета-пропиолактоном, который сильно повреждает геномную РНК вируса — такой метод использовали при создании вакцины «КовиВак» в Центре исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова РАН.

Второй способ — взять вирусные белки и подробно изучить, какие участки белковых молекул сильнее всего стимулируют иммунную реакцию. Эти участки в виде отдельных коротких пептидов можно синтезировать химически. По такой схеме была сделана вакцина «ЭпиВакКорона» в Центре виру- сологии и биотехнологии «Вектор».

Третий способ — использовать те же вирусные белки, но вакцину сделать не на них, а на ДНК, которая их кодирует. Чтобы ДНК легко проникала в клетку, её вставляют в ДНК вирусного вектора — транспортного вируса, модифицированного так, что он сам не может размножаться. Часто таким транспортным вирусом становится простудный аденовирус: в его ДНК вставляют ДНК вакцинного белка и аденовирусный вектор отправляется в клетку. Этот механизм реализован в вакцине «Спутник V» Центра эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи.

Четвёртый способ — сделать на ДНК вакцинного белка много копий РНК и упаковать их в липосомные частицы: они помогут РНК проникнуть в клетку. На этом принципе изготовлены вакцины Pfizer–BioNTech и Moderna.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни