«Вот шокирующие фотографии Забайкалья, сделанные из космоса. Видите, на снимках до самого горизонта все в дыму. Пожаров таких колоссальных масштабов я не помню за последние десятилетия», — говорит Лев ДЕСИНОВ, авторитетный ученый, ведущий специалист в области изучения нашей планеты с околоземной орбиты, руководитель российского проекта «Ураган». Он показывает мне кадры, на которых из-за сплошного густого дыма не видно ни Байкала, ни территорий вокруг него.
К Десинову и его сотрудникам уже много лет поступают снимки земной поверхности, которые делают наши космонавты во время полета. Огромный архив — 400 тысяч таких фотографий — насчитывает уникальный фонд возглавляемой ученым Лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса.
В кабинете Льва Васильевича замечаю на экране компьютера папку с интригующим названием «Письма космонавтов». Любопытно, о чем пишут?
— Это оперативные сообщения, поступающие с борта Международной космической станции, — поясняет собеседник. — Космонавты рассказывают, например, о появлении огромной песчаной бури в районе Аральского моря, других природных явлениях, сообщают о проведенных экспериментах, спрашивают совета...
Читать чужие письма неэтично, но ведь в данном случае речь идет не о личных эмоциях, и Десинов показывает недавнее письмо Геннадия Падалки, нынешнего командира экипажа МКС, мирового рекордсмена по продолжительности пребывания на околоземной орбите. «Лев Васильевич, с борта станции ситуация с пожарами в Забайкалье выглядит чрезвычайно тревожно, — делится впечатлениями космический ас. — Когда видишь феноменальный масштаб этих драматических событий, трудно оставаться спокойным. И если описать ситуацию одним словом, то это Преисподняя...»
С метеоспутников, орбита которых существенно выше, чем у МКС, наземные службы получают главную информацию о пожарах. Зато космонавты делают более детальные снимки, на которых видны объекты размером от 2 метров. Члены экипажа могут разглядеть источник возгорания, определить влияние ветра, оценить, как говорят специалисты, «качество горения». Существенная информация, дополняющая снимки с метеоспутников.
Космические фото дают объективную картину пожаров. Это важно еще и потому, что региональные власти частенько занижают цифры (и вдвое, и в 10 раз), стараясь сгладить масштабы катастрофы. Но со снимками не поспоришь. Они наглядно показывают, какими стремительными темпами распространялась по территории России (не только в Сибири) огненная стихия. Еще в середине июня общая площадь пожаров в стране была некритичной — менее 4 тысяч гектаров. Однако через 10 дней охвачены огнем оказались уже 19 тысяч гектаров. Еще через полторы недели (8 июля) зона бедствия расширилась до 50 тысяч. И далее — как цепная ядерная реакция: 19 августа — 120 тысяч, 26 августа — 175 тысяч, 29 августа — 192 тысячи гектаров...
— Мощная завеса дыма порой оказывалась такой, что невозможно было привязать фотографию к конкретной местности, — говорит Десинов. — Нет ориентиров. Не видно, к примеру, ложа Байкала, его берегов. А что уж говорить о какой-нибудь речке или населенном пункте. Дымовые шлейфы — на сотни километров. Жутковатая картина, когда в дыму скрыто более половины региона...
В нынешнем году пожары в Сибири и на Дальнем Востоке обрушились на десяток с лишним субъектов Федерации — Бурятию, Иркутскую область, Туву, Якутию, Амурскую, Новосибирскую, Магаданскую области, Приморский, Хабаровский края: Самый мощный удар стихии пришелся на Бурятию, где ситуация в конце августа вплотную подошла к критической. Из-за едкого дыма жителям многих населенных пунктов республики рекомендовалось использовать смоченные водой маски и без необходимости не выходить на улицу. По данным МЧС, борьбу с огнем вели почти 50 тысяч человек. В схватке с огнем 56 населенных пунктов удалось отстоять.
Когда завершится эта многомесячная тяжелая битва с пожарами и наконец-то рассеется дым, космические снимки зафиксируют много черных, покрытых пеплом проплешин в лесах, на горных склонах. Будут ли извлечены уроки из этих драматических событий?
— Пожары, понятно, приковали всеобщее внимание, но есть и другие острые проблемы природно-техногенного характера, — продолжает Десинов. — Большую тревогу вызывает, например, опасная деградация огромного Цимлянского водохранилища. В течение пяти лет мы проводим масштабный мониторинг рукотворного моря и прилегающих к нему территорий — ситуация невеселая. Во-первых, водохранилище сильно обмелело, до критической отметки (31 метр) осталось всего 59 сантиметров. Во-вторых, ежегодно с июля по сентябрь здесь стремительно разрастаются сине-зеленые водоросли. В 2009-м они полностью забили водозабор, и Волгодонск со 170-тысячным населением остался без воды на целых три дня. Борьба с сине-зелеными, конечно же, ведется, но и на сегодняшних снимках хорошо видны большие площади зеленой воды, особенно возле шлюзов.
По словам ученого, пробы, которые пока не показывают критического уровня водорослей, берутся специалистами в нескольких местах и не могут дать общую картину, учитывая огромную длину рукотворного моря и его ширину (десятки километров). Поэтому никто сегодня не может гарантировать, что завтра вдруг не подует сильный северный ветер, как было в 2009-м, и не принесет дополнительно огромные массы сине-зеленой гадости.
— Потенциальная угроза ЧП существует, — подытоживает Лев Васильевич. — И вообще судьба водохранилища, у которого сегодня нет единого хозяина, представляется печальной. Чтобы всерьез заняться этой проблемой, необходимо для начала провести широкие комплексные исследования с космической орбиты и в наземных условиях. Однако чиновникам разных управленческих структур договориться пока не удается. Так что, возможно, придется обратиться по этому вопросу в федеральное правительство.
В завершение беседы я, разумеется, не мог не спросить Льва Десинова, гляциолога с 45-летним стажем, об экстремальном сокращении ледников в Евразии, Америке, Арктике и нарастающем глобальном потеплении.
— Да не волнуйтесь, это не продлится очень долго, — огорошил меня ученый. — Уже через несколько десятилетий, как считает ряд исследователей, в том числе и я, начнется период длительного похолодания. Хотя сейчас идет потепление, и ледники действительно неуклонно отступают. Причем все быстрее. Да и уровень Мирового океана с начала XX века поднялся на 20 сантиметров. Появляются даже апокалипсические предсказания, что «ледяной покров и ледники могут быть утрачены навсегда из-за контактов с теплым воздухом и теплой морской водой». Но это, конечно же, ерунда. Проанализировав историю потеплений и похолоданий на Земле, нетрудно обнаружить определенную цикличность. Периоды потеплений длились 180-200 лет. Последний малый ледниковый период завершился в середине XIX века. Вот тогда началось потепление, которое продолжается и сегодня. Но если цикличность сохранится, то потепление закончится лет через 30-40 или даже раньше. И наступит новый период похолодания, который, возможно, затянется на несколько столетий.
Сигналом смены планетарных климатических тенденций, по словам руководителя лаборатории, станет поведение ледников. Это отчетливо покажет космическая съемка. Речь, понятно, идет не об отдельных фактах, а о глобальной картине. Сначала ледники перестанут отступать, остановятся, затем начнут расти. Медленно, но с каждым годом все быстрее. И тогда споры прекратятся, земляне в полной мере почувствуют холодное дыхание.
— Думаю, — говорит Десинов, — нынешние школьники и студенты станут свидетелями этих масштабных климатических перемен.
В Лаборатории дистанционного зондирования Земли по папкам разложены многие тысячи фотографий горных массивов — Анды, Альпы, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Памир, Килиманджаро, снежные вершины Новой Зеландии: Здесь внимательно следят за поведением ледников. Это лишь одно из многих направлений. Отдельная папка посвящена Казбеку не только потому, что на нем есть ледники, — Казбек начал просыпаться как вулкан, и это серьезный сигнал.
Специальная подборка снимков связана с острейшими проблемами Волго-Ахтубинской поймы, которая из-за стремительного обезвоживания подошла к критической черте.
Государственные проблемы, наука, инновационные проекты: Среди последних особенно интересна, на мой взгляд, подготовка уроков из космоса для школьников. Речь о земных ландшафтах, 15 тем: горы, пустыни, реки, моря, океаны: Яркие, захватывающие снимки из космоса и комментарии специалистов, звездоплавателей. На таких уроках географии школьники точно не заснут.
Как же мы жили раньше без космических снимков?
Голос
Лев Десинов, руководитель Лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса
— Нынешнее потепление на планете закончится лет через 30-40 или даже раньше. И наступит новый период похолодания, который, возможно, затянется на несколько столетий.