ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 17, 2022

Человек войны

Рейтинг: 0

Автор: Наталья Быкова. Эксперт

Прогнозы о том, что войны будущего обойдутся без солдат, пока далеки от реальности. В украинском конфликте применяется оружие, которое полвека назад считалось фантастикой: дальнобойные ракеты, роботы-саперы и беспилотники, — но критически важной для обеих сторон остается мобилизация людских ресурсов. Homo belli (человек войны) по-прежнему главный герой театра военных действий и, как ни удивительно, герой нашего времени. В науке есть отдельное направление, которое изучает человека и общество на войне, — военная антропология. По письмам, дневникам, воспоминаниям участников и свидетелей военных конфликтов ученые восстанавливают особенности военного быта, мысли, страхи людей, переживших войну, их ожидания и столкновения с послевоенной реальностью. В России эта субъективная летопись охватывает несколько периодов и сегодня дополняется новой фактурой.

О войне в человеческом измерении, о трансформации общества и культуры во время военных конфликтов разных лет, о роли комбатанта в современной истории России мы поговорили с основателем отечественной школы военно-исторической антропологии и психологии, ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, доктором исторических наук Еленой Сенявской.

— С каких событий начинает изучение военная антропология в России?

— Это научное направление зародилось относительно недавно — на рубеже двадцатого и двадцать первого веков. Оно построено на фундаменте, который заложили еще военные психологи Российской империи Герасим Шумков, Петр Изместьев, Николай Головин, Андрей Снесарев и другие. Они развивали мысль о том, что главное на войне — человек, изучали его психологическое состояние до, во время и после боя, пытались объяснить природу инстинктов, индивидуального и массового поведения воинов в периоды сражений, феномен героизма и паники.

После Русско-японской, а затем Первой мировой войны стало очевидно, что сфера исследований в этой области гораздо шире. Сначала военные медики, затем психологи, а потом и военное руководство обратили внимание на то, что появилось огромное количество людей, которые сходили с ума после пережитого военного стресса. Возникло понимание, что помимо физических увечий война приносит людям страдания, которые часто проецируются на всю их дальнейшую жизнь. Все эти вопросы изучались на протяжении двадцатого века на примере Первой мировой и Великой Отечественной войн, потом локальных войн и конфликтов, в которых участвовала Россия. Когда накопилось достаточно материала, случился антропологический поворот и в изучении военной истории. Научное сообщество осознало, что представителям разных дисциплин, которые занимаются этой темой: философам, психологам, историкам, военным медикам — надо собраться вместе и интегрировать свои методики в единую систему.

— Фиксируют ли ваши методики различия восприятия войны в разных поколениях?

— Нет, мы не видим особых отличий в переживаниях войны, страха смерти, потери близких, других экзистенциальных вещах у участников боевых действий, когда в экстремальных условиях перестраивается вся прежняя шкала жизненных ценностей. По крайней мере, применительно к эпохам конца девятнадцатого, всего двадцатого и начала двадцать первого века ощутимой разницы нет. Люди разных поколений, прошедшие войну, мыслят похожими категориями и часто действуют одинаково в сходных типовых ситуациях. Такие параллели четко прослеживаются в наших исследованиях. Не случайно еще в 1942 году войсковой капеллан и офицер британской армии Норман Коупленд* в своей книге «Психология и солдат» отметил, что «из поколения в поколение оружие меняется, а человеческая природа остается неизменной». А советский писатель и военный корреспондент Константин Симонов однажды сказал: «Человеку иногда кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов. Но если он действительно человек, то это ему только кажется». Сравнительный анализ источников личного происхождения — писем, дневников, воспоминаний участников разных войн — убедительно это подтверждает.

— Чем научная антропологическая история войны отличается от той, что представлена в многочисленных художественных фильмах, где война показана через личные истории главных героев ?

— Тем, чем в принципе отличается наука от художественного вымысла — своей документальностью. Но при этом нельзя не отметить, что значительная часть старых советских фильмов о Великой Отечественной войне, снятых в шестидесятые-семидесятые годы, очень точно, глубоко и достоверно передает психологические и повседневно-бытовые аспекты военного времени. Это связано с тем, что часто режиссеры, сценаристы, актеры сами в прошлом были участниками войны и хорошо понимали своих героев. Тогда еще при кинематографе был обязательный институт военных консультантов. Историкам не в чем упрекнуть те культовые фильмы о войне, которые многие из нас смотрели в детстве: «Судьба человека», «На войне как на войне», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и многие, многие другие.

В девяностые годы была развернута целая кампания по разоблачению сложившихся в народе представлений о войне — в частности, много шума было по поводу использования героических символов, высказывались подозрения, что журналисты их специально выдумали в целях пропаганды и буквально лепили героические мифы «на коленке». Но когда начинаешь изучать документы, понимаешь, что перекос как раз был в другую сторону — подвигов совершалось гораздо больше тех раскрученных историй, о которых стало известно всей стране благодаря журналистам. Можно сказать, это были типовые, массовые подвиги, которые совершали многие люди, и каждый из них умирал по-настоящему. История знает сотни «матросовцев», «талалихинцев», «гастелловцев». Мне в архиве попадалось донесение политотдела 19-й армии Карельского фронта от 29 сентября 1944 года, в котором сообщалось о подвиге коммуниста ефрейтора Владимира Дмитриенко из 122-й стрелковой дивизии — фактически таком же подвиге, который совершил Александр Матросов. О нем писали в дивизионной и армейской газетах, но для превращения героя в символ этого было недостаточно.

Уже в наше время стало известно, что в бою, в котором погиб летчик Николай Гастелло, был совершен еще один огненный таран — капитаном Александром Масловым и его экипажем. Но журналисты не описывали каждый бой, у них была конкретная и вполне понятная цель — показать героизм советских воинов и — да, создать символ, который укреплял бы моральный дух солдат. Газетные летописи были правдивы, но они, конечно, не показывали всех героев.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни