Сейчас, перед Чили, всенепременно начнется нагнетание: вот эта-то игра, мол, все и покажет. В том ли направлении движемся, готовы ли к Кубку конфедераций, не крикнуть ли по старой привычке "караул", если что-то пойдет не так.
Стоп, господа. Вот пять лет назад, за неделю до старта Euro-2012, у сборной под руководством Дика Адвоката был точно такой же, я бы сказал, суперконтрольный матч с Италией. Нет, его содержание не вполне соответствовало результату, но счет-то каков – 3:0! И закружились тогда головы, и начались заявления чиновников о грядущем чемпионстве. А уж когда в первом матче самого Euro Чехию 4:1 грохнули – так и вся Европа не выдержала и к этому сладкоголосью присоединилась.
А закончилось все 0:1 с Грецией и вылетом из группы. И о тех 3:0 над "Скуадрой адзуррой" вспоминали только в связи с тем, что сама Италия дошла до финала. Разгром от России оказался для нее гораздо полезнее, чем для победителей. Кстати, по этой же причине впадать в эйфорию после 3:0 у Венгрии не следует.
Не поймите неправильно: вообще не имею в виду, что в матче с Чили команде Станислава Черчесова желательно проиграть с крупным счетом. Говорю лишь о том, что не надо абсолютизировать результаты контрольных матчей. Когда я читаю высказывания тех или иных специалистов, что, мол, им со сборной России на Euro-2016 все стало ясно еще по двум товарищеским встречам с Чехией и Сербией, – смеюсь. Видимо, они, специалисты эти, досконально знали план подготовки (и функциональной, и игровой) и видели, что он сорван.
Другое дело, что должно быть хотя бы понимание, в каком направлении команда стремится двигаться, – и до какой степени ей это удается. Матч с Венгрией показал, что сбор в Австрии в этом смысле определенно прошел не зря. Понятно, что и он был далеко не идеален (в конце концов тут и общий уровень команды, и нагрузки, и куча травм) – но у футболистов не могло не сформироваться чувство, что пашут они не вхолостую.
В ЗАЩИТЕ НАЙДЕНО ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ?
Записным ворчунам, какие в отношении сборной традиционно исчисляются у нас тысячами, советую сравнить матч россиян с венграми с тем, что в мартовском Краснодаре был проведен против Кот-д’Ивуара. Прогресса нет, говорите? Тогда напомню, что африканцы играли далеко не всеми главными звездами. А если кто подумал, что у Венгрии вышел второй состав, то сообщаю: шесть фамилий из 11 совпадали с теми, кто начинал мартовскую отборочную встречу с Португалией, еще двое из основы вышли тогда на замену. То есть минимум на две трети это был стартовый состав. И мадьяры, как ни относись к принципам формирования рейтинга ФИФА, перед матчем находилась на 30 (тридцать!) ступенек выше России.
Лично мне в Будапеште понравились сразу несколько системных вещей, не связанных со счетом. Во-первых, Россия хорошо двигалась – и это при том что находилась под нагрузками. При каждой атаке у футболиста, находившегося с мячом, было два-три перспективных варианта для передач. Да, многое из-за технического брака запарывалось, но, главное, не было безыдейности.
Далее, куда слаженнее и плотнее команда играла в обороне. Похоже, трио Джикия – Васин – Кудряшов – действительно оптимальное для того подбора защитников, который есть в сборной сегодня. Джикия вообще дебютировал в национальной команде так, что о факте дебюта я вспомнил лишь спустя несколько часов после матча – настолько уверенно и безбоязненно он смотрелся. Уже не раз упоминалось о ста процентах выигранных спартаковцем единоборств, ну а спасение команды, когда "отыгранным" был уже и Акинфеев, и вовсе стало одним из самых ярких моментов матча. Два остальных защитника ошибались чаще, но "пожара" все равно не создавали.
В этом смысле отцепление от команды Нойштедтера и Семенова представляется мне абсолютно логичным решением. В предыдущих матчах сборной, в том числе мартовских, они ничем хорошим себя не проявили. На сборах, судя по всему, подтвердили впечатление, что здесь и сейчас играть на уровне крупного международного турнира не готовы. А возраст (в отличие от того же Кутепова) не позволяет рассчитывать на перспективу. Чилийцы, конечно, проверят тройку наших нынешних центральных защитников по гораздо более серьезному счету, но игру с Венгрией спартаковско-армейско-ростовское трио на своем участке выдержало.
БЕЗ ЗОБНИНА НАДЕЖДА – НА ГОЛОВИНА
Полузащита играла дисциплинированно и не позволяла возникать свободному пространству в средней зоне. Невынужденные ошибки порой случались – и, например, два острых выпада венгров в первом тайме родились как раз из них, и Черчесов после матча признал, что над этим надо работать. И в этом смысле как раз потеря Зобнина выглядит особенно серьезной, поскольку у него степень игровой дисциплины очень высока и "обрезов" не бывает практически никогда. Зобнин вообще как мало кто другой умеет слушать и слышать тренеров – и именно поэтому так своевременно и точно доставил мяч Смолову в ту зону, из которой тот начал свой великолепный проход перед первым голом.
Но Зобнину теперь, увы, не играть на Кубке конфедераций (который должен был стать очередной вехой в его развитии), а долго и терпеливо лечиться. Кстати, в последние дни доводилось нередко читать – в первую очередь со стороны болельщиков, поскольку профессиональные люди реже поддаются эмоциям – абсолютно необоснованную, по моему убеждению, критику в адрес сборной. Зачем, мол, было лишний раз проверять Зобнина, если и так понятно, что он игрок стартового состава, а нагрузка в сезоне на него была огромной? Из-за этого, мол, колено и не выдержало.
Во-первых, нагрузка у всех игроков "Спартака" была умеренной: их еврокубковый сезон составил два матча с АЕК, кубковый – одну встречу в Хабаровске. Таким образом, максимум, что футболисты красно-белых могли сыграть, – 33 матча за клуб плюс сборная. Сравните это, например, с 60+ у "Монако", стартовавшего с третьего отборочного раунда Лиги чемпионов и дошедшего до полуфинала, а также выступавшего до решающих стадий в двух французских Кубках.
Во-вторых, пара последних контрольных матчей сборной – это никакая не проверка, а наигрывание стартового состава. И после окончания сезона в таких встречах всегда есть риск травмы: в 2008-м так "сломался" Погребняк, в 2016-м – Денисов. Винить в этом тренеров – по-моему, бред. В будапештской ситуации просто крайне неудачным по механике получилось падение, к тому же из-под бутсы Романа в ту роковую секунду выскочил кусок дерна – то есть причина была еще и в качестве газона. Это было просто ужасное стечение обстоятельств.
Представить себе центр поля без Зобнина и Дзагоева Черчесов, думаю, не мог даже в самом страшном сне. Но и из этого положения надо как-то выходить. Второй тайм матча с Венгрией показал, что развала после травмы Зобнина у команды абсолютно не наступило. Понятно, что Чили – другой уровень, но не будь у команды хотя бы какого-то запаса прочности, наработанного в Нойштифте, – это стало бы видно сразу и в Будапеште.
Но в организованных командах даже в случае травм важных игроков другие тут же оказываются способны взять на себя часть функций партнера. И после потери Зобнина игра в середине поля пошла через Головина. Думаете, сейчас ему не помогает опыт игры в основе в двух матчах Euro-2016? Уверен, еще как помогает! И там, и в Лиге чемпионов наработан тот самый опыт, который даже в 21 год позволяет не отвлекаться на непривычку к такому уровню, мандраж, неготовность к лидерству в окружении более опытных людей.
Головин, конечно, тоже ошибается, но он – не боится, как в той же Франции. На него можно и нужно рассчитывать. А вот кто заступит на место Зобнина и насколько успешно это получится, увидим как раз в матче с Чили.
НЕ ПОПРОБОВАТЬ ЛИ ВАРИАНТ СМОЛОВ – МИРАНЧУК?
Невнятная игра Бухарова, конечно, поставила некоторые вопросы по тому, кто составит пару Смолову. Но если брать за основу именно модель с дуэтом мощного и быстрого форвардов (которая, возможно, и дала пространство краснодарцу перед его голом), то она могла наигрываться весь сбор. И просто брать и перечеркивать всю эту работу из-за того, что не пошло в отдельно взятом матче, тоже ведь нерационально. Полоз в сборной пока хорошо проявлял себя в большей степени игроком замены, а когда получал шансы с первых минут – как, например, с Катаром – упускал их. Так стоит ли искать от добра добра?
Но тут встает вопрос другого характера. Матч с Чили – тип игры против заведомого фаворита, который и суммарно, и по отдельности обладает более высоким уровнем мастерства. То есть в какой-то мере репетиция встречи Кубка конфедерации с Португалией. Далеко не факт, что даже при трех центральных защитниках мы будем играть с таким соперником в два чистых форварда (ладно бы еще был здоров Дзюба, так ведь нет же).
Спрашивается: не время ли как раз во встрече с чилийцами проверить вариант с выдвинутым на острие Смоловым и действующим чуть в оттяжке Миранчуком? Атакующий хавбек "Локомотива" эффективно использовал небольшое игровое время и с бельгийцами – забил мяч, и с венграми – отдал голевой пас Полозу. Посмотреть на него, находящегося явно в приличной форме, в стартовом составе, во взаимодействии с Головиным и Смоловым, – лично для меня это одна из главных возможных творческих интриг матча с Чили.
Является ли она таковой для Черчесова? Узнаем в пятницу вечером. Но согласитесь: сопоставление своего уровня с Видалями и Санчесами в преддверии большого турнира никогда не повредит. Вот только не стоит расценивать ее как клеймо и окончательный вердикт. Его вынесет только сам Кубок конфедераций.
Матч Россия - Чили пройдет в Москве на "Арене ЦСКА" в пятницу, 9 июня. Начало игры - в 19.00 по московскому времени. "СЭ" проведет трансляцию матча Россия - Чили.