С недавних пор у федеральной власти появились два крыла — сердитое и доброе, скупое и щедрое. Судите сами: три недели назад парламент, принимая закон о повышении МРОТ, собирался добавить малоимущим гражданам по 825 рублей в месяц, что заметно ниже инфляции. Президент Владимир Путин вовремя вмешался — и теперь январская прибавка для 16 млн россиян составит 1098 рублей, или 8,13% к нынешней «минималке».
Аналогичная картинка ожидается с индексацией пенсий неработающим пенсионерам, которых в стране 35,7 млн: депутаты уже утвердили рост на 5,9%, что грозило волнением пенсионных масс. Но из Минтруда тут же пришла весточка: по поручению президента для пенсионеров готовятся новые предложения — выше уровня инфляции.
Информация понравилась не всем: зампредседателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев даже успел заявить, что рост пенсий должен опираться на реальные финансовые возможности государства, а резкое увеличение их размера может вызвать дополнительный всплеск потребительских цен. Но теперь эти слова можно забыть. И задать более актуальный встречный вопрос: зачем стране нужен парламент, который каждый раз нужно поправлять в сторону большей заботы о гражданах, чьи интересы они по закону представляют?
Разумеется, бережливость тоже нужна народным избранникам. Но если вспоминать о ней применительно к российским пенсиям, то депутат Исаев должен помнить: еще в 2018 году Госдума приняла закон о ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции, и к 2024 году средний размер пенсий должен превысить 20 тысяч рублей. Денег должно хватить: к назначенному сроку численность стариков сильно поубавится — только за последний год, с июля по июнь, пенсионеров по старости стало меньше на миллион человек с «хвостиком». Из-за чего в 2021 году плановую дотацию ПФР из федерального бюджета на выплату государственных пенсий прилично сократили.
Зато парламентарии уже нашли применение сэкономленным деньгам: на прошлой неделе депутаты Госдумы сразу в трех чтениях приняли закон о повышении зарплат своим помощникам и помощникам членов Совета Федерации — с нынешних 300 тысяч до 387 тысяч рублей в месяц (на 27%). Учтем, что численный состав Госдумы — 450 человек, Совета Федерации — 200 человек, и по закону о статусе все они «могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору». То есть в год упомянутая прибавка обойдется казне в 4 млрд 750 млн рублей — почти в 300 тысяч стариковских еще не проиндексированных пенсий.
Комментируя ситуацию, известный экономист Евгений Гонтмахер говорит: «Что касается пенсий, это убежденность власти в том, что пенсионеры «и так выживут». От них нет большого общественного негатива. Ну так давайте прибережем эти деньги для других целей. У нас ведь есть Фонд национального благосостояния, в котором на сегодняшний день больше 13 трлн рублей. В свое время, когда создавался, он был как раз предназначен для поддержки пенсионной системы. При этом из него ни копейки не потрачено на эту систему. Это говорит о том, что есть какие-то более важные цели у нашего руководства, чем поддерживать уровень пенсий и их увеличивать...»
Еще один авторитетный экономист, доктор наук Игорь Николаев напоминает, что одним из главных аргументов для повышения пенсионного возраста было обещание в ускоренном темпе индексировать выплаты ветеранам. Но пока не получается, раз они в реальном выражении падают. А темпы индексации, которые сейчас планируются, недостаточные. «Если уж повысили пенсионный возраст, то властям нужно выполнять обещания. На мой взгляд, следует ускоренную индексацию вводить, причем сразу на 10%», — говорит эксперт.
Тем временем в Германии объявлено, что в наступающем году пенсионные надбавки составят от 60 евро (5 тысяч рублей) в месяц западным немцам до 71 евро (6 тысяч рублей) восточным — при средней пенсии 1269 евро (106,5 тысячи рублей). Отметим, что по уровню пенсионной обеспеченности граждане Германии преклонного возраста находятся на третьем месте в мире. Выше лишь благосостояние пенсионеров в Швеции и Норвегии.
Но в немецких СМИ много откликов от недовольных: «К сожалению, есть много людей, которые после долгих лет работы получают небольшую пенсию. Например, парикмахеры или водители грузовиков, которые, проработав 45 лет, получают 1000 евро».
В Чехии, по словам министра финансов Алены Шиллеровой, пенсии по старости в следующем году должны были вырасти в среднем на 458 крон, но к этой цифре решено добавить еще 300 крон. В итоге общая прибавка в пересчете на наши деньги составит 2,5 тысячи рублей.
В Литве средняя пенсия по социальному страхованию увеличится на 51 евро (с 414 до 465 евро), то есть прибавка составит 4,3 тысячи рублей к пенсии в 41 тысячу рублей.
Заметьте: все вышеприведенные цифры относятся к государственным пенсиям, без учета корпоративных и личных (частных) пенсионных программ. Хотя обычные государственные пенсии финансируются в основном не из казны, а из зарплат работающих и работодателей. Власть, как правило, лишь контролирует систему сборов и выплат, а также заботится о том, чтобы коэффициент замещения (доля утраченного заработка, которую возмещает пенсия) соответствовал рекомендациям Международной организации труда (МОТ) — 40%. Но в России и уровень зарплат постыдно низкий, и коэффициент замещения не превышает 32-33% (из заключения Счетной палаты на проект бюджета ПФР).
Если верить данным Росстата, то средняя зарплата в России в 2021 году составляет около 54 тысяч рублей. При европейском коэффициенте замещения в 40% средняя российская пенсия должна быть в пределах 22 тысяч рублей. А она у нас чуть больше 17 тысяч. Хотя по уровню ВВП страна претендует на вхождение в пятерку ведущих экономик планеты. Но в последние годы съехала на шестую строчку: российский ВВП за 2020 год МВФ оценил в 4021 млрд долларов — в пять с лишним раз меньше, чем в США и Китае. Но по средней зарплате в 2020 году мы оказались на 55-й строчке, а по уровню жизни пенсионеров — на 78-й. Между Непалом и Лаосом.
А ведь у россиян пенсионного возраста не запредельные аппетиты. Опросы НПФ Сбербанка показывают, что для комфортной жизни средний пенсионер хотел бы получать 45,6 тысячи рублей в месяц (540 евро) — это уровень нынешнего пенсионера в Литве. Самые большие запросы у жителей Москвы — 65,1 тысячи ежемесячно, а самые скромные в Рязани — 38,5 тысячи (уровень Чехии). Но интереснее другое: расчеты ученых Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) показывают: ускоренная индексация пенсий и зарплат госслужащих могла бы в ближайшие три года серьезно повысить экономический рост в стране. В прогнозе, представленном на Международной конференции по макроэкономическому анализу и прогнозированию, было сказано, что такое перераспределение бюджетных расходов «привело бы к наращиванию выпуска во многих отраслях: за годы падения доходов граждан, которое началось в 2014 году, у каждой семьи скопился свой нереализованный «список желаний». Если бы в 2014-2018 годах спрос на товары длительного пользования сохранялся на уровне 2010-2013 годов (когда доходы росли), то граждане за этот период купили бы дополнительно свыше 4 млн новых легковых автомобилей (при потенциальных объемах выпуска в 2,8 млн машин в год), почти 5 млн холодильников (при годовом потенциале в 4 млн), 4 млн стиральных машин (при потенциале в 3 млн).
Но, быть может, вброс на внутренний рынок серьезных денежных сумм опасен непредсказуемым ростом инфляции? Отнюдь, отвечают экономисты ИНП РАН. Опыт единовременной выплаты пенсионерам в 2017 году, повышения зарплат бюджетникам в 2018 году и выплат семьям с детьми в 2020 году показал, что значимого влияния ни на уровень инфляции, ни на платежный баланс они не оказывают. Зато с минимальной задержкой (примерно в один квартал) позитивно влияют на производство. Одна лишь индексация пенсий быстрее запланированного уровня на 5% в год может позволить повысить реальные темпы роста потребления домашних хозяйств на 0,5 процентного пункта ежегодно, отмечается в прогнозе. А именно потребительский спрос, определяемый доходами семей и масштабами кредитования, будет основным фактором экономической динамики в ближайшие два-три года.
То есть, уверены аналитики ИНП РАН, повышение денежного содержания пенсионеров и бюджетников стало бы лишь началом кардинальных положительных перемен в экономике. Ибо повышение реальных доходов населения было бы воспринято бизнесом как сигнал для расширения производства и инвестиций. Причем неоценимым должно стать участие в этом процессе именно пенсионеров, поскольку они нацелены на приобретение прежде всего товаров отечественного производства. А без набора мер по стимулированию конечного спроса невозможно решить проблему низкой загрузки мощностей и неэффективного использования рабочей силы — дешевый труд не бывает продуктивным.
А что же с замороженной индексацией пенсий работающим пенсионерам? В Министерстве труда и социальной защиты не смогли внятно ответить, почему, вопреки поручению президента России, Кабмин уже несколько лет не индексирует пенсии работающим пенсионерам. Вопросы о необходимости возвращения такой индексации министру труда и соцзащиты Антону Котякову на пленарном заседании Госдумы задали депутаты от ЛДПР и «Справедливой России — За правду». Но к ним не присоединилась фракция «Единой России», которая в состоянии самостоятельно решить эту проблему, поскольку имеет в парламенте квалифицированное большинство.
Напомним, что вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам в 2020 году предлагал проработать Владимир Путин. Против выступил глава Минфина Антон Силуанов. «Пенсия — это компенсация за утраченный заработок, и если пенсионер, который получает пенсию, еще и работает, то заработок не утрачен. Может быть, он небольшой, этот заработок, но в целом он получает и заработок, и пенсию. Поэтому здесь вопрос даже не в деньгах, наверное, а в некой справедливости», — говорил Силуанов и предложил сосредоточиться на поддержке тех пенсионеров, которые сегодня не работают.
Из чего следует, что злым и скупым крылом российской власти является не только парламент, но и экономический блок правительства. Может быть, пришла пора этих людей отправить на пенсию?