Сначала – подобие волнения. За завтраком уже не остается и намека на вчерашнюю расслабленность, когда ты, прилетев и зарегистрировавшись в отеле, попадаешь в компанию либо знакомых, либо хорошо известных людей. Где и радость от встреч, и удовольствие от поездки на такое событие, и интерес к тому, кого чаще видишь либо с экрана, либо из кресла, сидя перед сценой. И удовольствие от официального ужина тоже. Особенно если дело касается мероприятий ФИФА. Как-то повелось, что они проходят с большим размахом. Что, в принципе, понятно: речь о мировой организации, ненавязчиво, но постоянно подчеркивающей свой статус.
Потом, когда делегации выходят из отеля и идут к автобусам-шаттлам, курсирующим по кольцевому маршруту «место жеребьевки и обратно», волнение начинает не то чтобы нарастать – пульсировать. Кажется, что все, даже самые взрослые и солидные дядьки, начинают подсознательно играть в одну и ту же игру. В угадайку. В Бразилии декабрем тринадцатого года российская делегация постоянно оказывалась рядом с немецкой – в самолете из Сан-Паулу до Сальвадора, в автобусе из аэропорта до отеля, в таком вот шаттле, везущем на жеребьевку. Сначала нам, а потом уже и им стало казаться, что мы непременно попадем в одну группу. Капелло даже подтравливал по этому поводу Бирхоффа. Но нам досталась Бельгия – не знаю, к счастью или к сожалению.
* * *
А уже потом, в процессе самой жеребьевки, волнение вдруг уходит, сменяясь возбуждением. Ты молишь, чтобы не достался какой-то конкретный соперник или чтобы судьба не забросила тебя в такое место, которое врагу не пожелаешь. Помню опять-таки, как Адвокат похохатывал над Ван Марвейком и весело хлопал земляка по плечу. На Евро-2012 Голландии досталась убийственно тяжелая группа. Нам – нет, как и в Бразилии.
Наверное, это уже тенденция. Из «легких» групп наша сборная не выходит. Уже начинаешь думать, что России нужны трудности, чтобы их преодолевать.
Хотя как знать. Сборная Хомухи только что из своей группы вышла, а сборная Писарева два года назад из аналогичной – нет.
Даже здесь не существует, Постум, правил.
* * *
Бельгия, Босния, Греция, Кипр, Эстония.
Опять без громких имен. Даже удивительно. Хорошо, что выходить на этот раз никуда не надо.
За последние годы нам что в отборе, что в финальной пульке с каким-то удивительным постоянством достаются те, кого сложно записать в гранды. Единственное исключение – Германия. Даже Англия была уже тенью своего грозного имени, и эта тень пугала больше чем надо бы. Ах да, еще Испания. Евро-2008 чем дальше, тем сильнее воспринимается как нечто исключительно светлое, и эти злосчастные 1:7 в двух матчах удивительным образом уже стерлись из памяти.
Босния – единственная, с кем мы ни разу не встречались. Хотя, безусловно, ее знаем, выучили после Бразилии. Но тот Кубок мира, похоже, забрал у боснийцев слишком много сил. Они только пятые в своей отборочной группе В на пути во Францию. И они там вместе с Бельгией и Кипром.
Я не знаю, можно было ли получить более подходящих соперников по товарищеским матчам, чем эти?
Бельгия – команда в стадии устойчивого роста, которая столкнулась с обязательными «качелями» при превращении из крепкого середняка в европейского фаворита. Босния, которая добралась до своей высшей точки в прошлом году и теперь приходит в себя, в первую очередь эмоционально. Выжидая, когда заполнится пустота, возникшая после осуществления вроде бы несбыточной мечты. Греция, которая несколько раз оказывалась для нас роковым соперником – не только при Адвокате, но и многим раньше, с Садыриным. Хотя и мы были той командой, что выбивала их из турнира. Кипр, с которым мы не играли очень давно и кого когда-то громили по 6:0. А он тихо-тихо взял и вырос, очень вырос – настолько, что уже знает, как обыгрывать Россию на клубном уровне. И как успешно играть в Лиге чемпионов. Маленькая Эстония, в которой давно не появлялись игроки.
* * *
Это ведь идеальный жребий. Мы умеем лезть вон из кожи, когда приходится играть против великих сборных, – и у нас так тяжело получается играть с теми, кто считает нас ровней. Да еще и настрой против будущих хозяев чемпионата наверняка будет зашкаливать, к этому тоже надо привыкать. Сборная России получит больше внимания в международном медийном пространстве и одновременно с тем – больше давления.
Но это все впереди. А пока мы только примеряем на себя этот статус. Хозяева чемпионата мира. Ну и ну, даже не верится.
Было бы удивительно красиво, если бы все политическое напряжение вокруг России, начавшееся сразу после Сочи – не в высоких кабинетах, а в медиапространстве и повседневности, – закончилось бы до Кубка мира.
* * *
Я смотрел, как разлетались команды по группам, и думал с усмешкой: почему Италии всегда так везет? И в этот момент она попала на Испанию, обеспечив Европе противостояние топ-класса. Я сидел перед телевизором в испанском баре, слышал, не понимая до конца этих шуток, веселые голоса испанцев. И почему-то вспоминал слова Капелло – о его прошлогоднем разочаровании, вызванном отсутствием соотечественников в списке пятидесяти номинантов на «Золотой мяч». Он отвечал вроде на другой вопрос – об уровне подопечных, с которыми сейчас работает, а получилось более развернуто. Испанцы в этом списке присутствовали в большом количестве. Правда, не знаю, делает ли это Испанию фаворитом группы. Есть в итальянцах что-то такое, заставляющее их собираться и выдавать результат. Даже когда этого от них не ждут. Нам, к сожалению, перенять у тренеров с апеннинского каблучка такое качество не удалось – ни в сборной, ни в клубах. Из иностранцев, работавших в России, гремели в Европе только голландцы, ставящие «Зениту» и сборной игру атакующего плана. Но парадокс, что именно сейчас Голландия спотыкается в отборочном цикле, пытаясь уйти от чисто оборонительной доктрины.
Хиддинк говорил, сожалея, что первенство Нидерландов перестало производить защитников высокого уровня, способных играть индивидуально против любого из форвардов, и слишком увлеклось коммерческой составляющей процесса, спеша продать игрока за хорошие деньги, даже если он по возрасту еще не дошел до большого уровня. И в итоге страдает сборная, переставая считаться фаворитом.
Замечательно, что голландцы попали в одну группу с Францией и Швецией – еще двумя странами, считающимися сегодня лидерами в Европе по выращиванию футбольной молодежи. Про Францию даже говорить здесь нечего, а шведская молодежь сегодня в рейтинге ФИФА в районе третьего места. Во Франции с Голландией в этом цикле идет смена поколений, Швеция тоже близка к этому. Интересно будет сопоставить не только игру сборных, но и более глубинные процессы.
* * *
Осень шестнадцатого года и весна семнадцатого – это не только начало товарищеских матчей для сборной России, но и подготовка к Кубку конфедераций. Постоянная проверка сил перед домашним мундиалем, в том числе и готовности инфраструктуры. Не знаю, будет ли сборная играть с соперниками, попавшими в группу Н, на разных стадионах, но это было бы правильно. Эстонцы уже заявили о желании сыграть в Санкт-Петербурге, где Россия обязательно играет в каждом цикле. Кроме Питера и Казани у сборной были не так давно Краснодар и Воронеж, но сейчас возвращение туда маловероятно. Этих городов нет списке Кубка мира-2018, а жаль, особенно Краснодар.
Такое путешествие, вероятно, будет воспринято на ура. И даже, может быть, независимо от Евро-2016. Турниры разные, настроение разное, а в регионах сборную встречают на ура, наслаждаясь уже самим фактом матча на стадионе, где национальная команда еще не играла.
* * *
Многое изменится, конечно. После каждого крупного турнира много тренеров уходит из сборных в клубы, приходят другие. Сборная Англии с Ходжсоном совершенно иная, чем с Капелло или Маклареном. Как и любая другая национальная команда, зависящая от тренера больше, чем от футболистов.
Поэтому лучше отнестись к жеребьевке, как к жеребьевке. Без выводов и прогнозов. Просто порадоваться, что она прошла ярко, что наступила конкретика. Что есть новая отправная точка, наконец.