ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 3, 2015

Холст, вспышка, масло

Рейтинг: 86.0

Автор: Анна Толстова. КоммерсантЪ Weekend

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка классика венгерского реализма Михая Мункачи (1844-1900). Картины Мункачи из Венгерской национальной галереи и частной коллекции Имре Пакха выставят вместе с работами европейских и русских современников «одного из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе», как писал о нем Владимир Стасов

Невероятно, но факт: выставка Михая Мункачи — первая в России. Раньше его почему-то не привозили — несмотря на советский культ девятнадцатовекового критического реализма, на советско-венгерский культурный обмен, на прямо-таки рекордное количество выставок из дружественной Венгерской национальной галереи, чьи каталоги и альбомы исправно переводились на русский, на восторженный отзыв главного русского критика Владимира Стасова, наконец. Этот отзыв в ГМИИ цитируют с большой охотой. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене Стасов впервые столкнулся с живописью молодого венгра, становящегося европейской знаменитостью, и с молодой венгерской школой, о существовании которой ранее не подозревал. Тогда он не пожалел похвал: "один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе", "смел, резок, неправилен, капризен, но зато глубоко правдив и выразителен: создаватели новых школ и направлений всегда таковы" и так далее. Правда, в ГМИИ не цитируют другой отзыв Стасова — из очерков об искусстве XIX века, написанных четверть века спустя: "Венгерец Мункачи, вначале талантливый реалист-националист и создатель нескольких замечательных бытовых картин в стиле своего учителя Кнауса, позже, разбогатев и сделавшись знаменит в Париже, вздумал приняться и за "грандиозную" историческую живопись: он написал "Слепого Мильтона, диктующего дочери свою поэму"; картина получила большую известность по эффектному письму, но мало удовлетворяла театральным, искусственным выражением; наконец, затеял он писать картины на евангельские сюжеты. Его "Суд Пилата" и "Распятие" были громадные, поразительные полотна, но, невзирая на тщательное изучение еврейских костюмов и типов, они доказали только полную неспособность Мункачи к истории и психологии". Когда Стасов писал эти строки, Мункачи умирал в немецкой психиатрической клинике, но слава его была все еще жива, хотя в нем к тому времени разочаровался не один только наш суровый критик. Ныне это почти общепринятая точка зрения: все самое лучшее Мункачи сделал в молодости, а после только деградировал, художественно и морально.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

  • Поделиться в
следующая
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни