К ялтинским пляжам прибило дохлых свиней из Днепра – отдыхающие в шоке, а эпидемиологи спорят о возможных последствиях. Раз после прорыва плотины Каховской ГЭС закрыли одесские пляжи (из-за угрозы холеры), значит, закроют и крымские? Курортный сезон, выходит, коту под хвост?
Сезон в этом году состоится «в урезанном формате», признал глава Крыма Сергей Аксёнов, тщательно подбирая формулировки. «Сезон глобальным не будет». «Но хочу заверить, что туристам ничего не угрожает». Тем временем одесские власти рассуждают иначе. Там запретили купание и рыбную ловлю – в пробах воды, сделанных после аварии, найдены возбудители инфекционных болезней. Обратим внимание, что сообщают об этом не украинские ресурсы, а «РИА Новости». Имелись основания надеяться, что морское течение вынесет всю заразу в сторону Одессы, а Крым не зацепит. Но, похоже, увы.
Одесские эпидемиологи, проводившие пробы воды, намекали, что дохлые свиньи на пляжах – это ещё полбеды. Мол, днепровская вода, устремившаяся в Чёрное море, по пути размывала кладбища. Если так, то Ланжерон оцепляли на несколько суток неспроста – туда вынесло, как намекают местные жители, не только крышки гробов. Возможно, крымским пляжам в этом смысле повезёт больше, да только на качестве морской воды это вряд ли скажется. Не случайно разволновался известный украинский доктор Евгений Комаровский. Каховская авария – это не только 18 млрд кубометров пресной воды, выплеснувшихся в Чёрное море. «Это кладбища, фермы, удобрения, это сотни тысяч выгребных ям и туалетов. Это навоз, это оказавшиеся под водой канализационные системы и свалки мусора. А ещё это сотни тысяч тонн погибшей рыбы – менее чем в 100 километрах от моря». В общем, не холера, так брюшной тиф. Не дохлые свиные туши, так мины на берег вынесет, что на одесских пляжах и происходит. Да и на севастопольских тоже, по слухам. Минировали левый берег Днепра тщательно. А берег этот – пологий. Вот мины и смыло течением.
Туша дикого кабана на ялтинском пляже уже вызвала жаркие споры среди местных чиновников. Кое-кто даже доказывал, что животное – местное, из ялтинского горно-лесного заповедника, о чём якобы свидетельствует чип. Но в заповеднике поспешили откреститься – диких кабанов там не чипируют. В свою очередь, профессор кафедры экологии КФУ Сергей Иванов заверил, что тушу принесло течением из Херсонской области. А глава отдела радиационной и химической биологии Института биологии южных морей РАН Наталья Мирзоева отметила, что «останки животных в теории могло принести из скотомогильника». Сначала в Днепро-Бугский лиман, а затем и в Чёрное море. Но одной дохлой тушей дело явно не обойдётся, так как плыть трупы могут ещё пару недель или даже дольше. То есть угроза заражения – это долгая история. До конца лета точно.
Отдыхающих мало, но цены – высокие
Два года назад, несмотря на пандемию, к официальному началу курортного сезона (то есть к 20 июня) в крымских отелях и здравницах было раскуплено порядка 80% мест. В прошлом году, по понятным причинам, показатели снизились, и существенно. Сообщается, что в этом году отдыхающие загодя раскупили «менее 10% мест». Если же говорить совсем откровенно, а не как в минкурортов Крыма, то 1–2%. И хотя глава крымской Ассоциации малых отелей Наталья Стамбульникова надеется на изменение ситуации, далеко не факт, что та изменится в лучшую сторону. Обстоятельства, так сказать, не способствуют. И речь даже не о ракетном обстреле Чонгара – прошлогодние атаки ВСУ Сакского района особой погоды не сделали, почти никого не перепугали, и отдыхающие в итоге никуда не разъехались. Речь, собственно, о погоде. Июнь выдался нежарким, и морская вода не прогрелась даже до 20 градусов. К тому же обещанных отельерами скидок в 30% (а кое-где даже в 50–60) на поверку нет и в помине. А цены «от 1800 рублей» вовсе не означают, что это будет именно так, а по факту не втрое или вчетверо больше. Особенно лихо манипулируют ценами двух- и трёхзвёздочные заведения, самые востребованные. Если это Большая Ялта, от Алушты до Байдарских ворот, то за одноместный номер средней руки придётся выложить не меньше 7–8 тыс. за сутки. И это не «первая линия», до пляжа придётся пройтись 10–15 минут. Самые сносные цены при сравнительно высоком уровне обслуживания в Рабочем уголке под Алуштой.
Немного подешевел отдых в Феодосии, только с чем это связано, вы не узнаете, пока не окажетесь на одном из местных пляжей. Только приляжет отпускник на лежак, как его кто-то – кусь! Песчаные мушки – они же песчаные блохи – бич феодосийского побережья. Спреи не помогают – даже не стоит пытаться. Зараза эта традиционная, но в этом году мушек-блошек намного больше, чем раньше. Феодосийские пляжи – особенные из-за характера местности: там же степь, а не горы, как на Южном берегу Крыма. С позапрошлого года досаждает приезжим не только песчаная мелкая живность, но и фаланга, она же краснокнижная южнорусская сольпуга. Они не ядовитые, но кусаются очень чувствительно, при этом могут подпрыгивать с земли на один метр в высоту – ничего не подозревающие курортницы то и дело взвизгивают. Убивать этих кусачих, к слову, нельзя – могут оштрафовать. Потому как редкий вид.
Чтобы отдохнуть подешевле, следует поискать счастья в рекреационных заведениях Николаевки, Сак или Евпатории. Вдоль береговой линии по единственной узкой дороге из Симферополя множество новых пансионатов и домов отдыха, и там делают существенные скидки. Но есть нюанс. Следует помнить, что по всей береговой линии отсутствует канализация. Её там вообще нет, никакой – всё сбрасывается прямиком в море. Между прочим, канализация хлещет в море даже на Южном берегу Крыма, но там это не так заметно, потому как вокруг горы и лес. А береговая линия по пути к Евпатории полупустынна. Море, песок и застройки – и ничего больше. Запах, кстати, стоит соответствующий. Но местные уверяют, что это от местных грязевых лиманов. А они там лечебные.
Новые автодороги? Это вряд ли
Этот незадавшийся с ходу сезон, как ни странно, может оказаться полезным для крымской курортной инфраструктуры. Ведь в последнее время что ни год, то массовое нашествие отдыхающих, до 6–7 млн за лето! В СССР рекордный наплыв был всего 4 миллиона. При таких наплывах как-то руки не доходили до решения острых инфраструктурных вопросов. Что ни год, то проблемы с канализацией – точнее, с её чуть ли не повсеместным отсутствием. Или другая проблема – стоков. Сколько об этом писали, в том числе и «Наша Версия», а воз и ныне там. Ответственные товарищи поясняют: мол, не хватает времени, от сезона до сезона не укладываемся! А раз этот сезон изначально не задался, может, самое время начать реконструкцию именно сейчас?
В этом году Крым получил из федеральной казны на реконструкцию автодорог 66 млрд рублей. На эти деньги должны реконструировать дорогу от Судака до федеральной трассы «Таврида» (точнее, до Грушевки, хотя, по-хорошему, трассу следовало бы проложить заново), отремонтировать аварийный до безнадёжности, по мнению многих дорожников, серпантин из Соколиного на Ай-Петри и что-то решить с магистралью из Симферополя на Южный берег Крыма. «Что-то решить» – не фигура речи. В 60-е годы, когда решался вопрос о строительстве высокогорной троллейбусной трассы, ничего лучше не придумалось, как построить совершенно новую автодорогу. Так и сделали. По всей видимости, время диктует аналогичное решение, ибо всяк, кто ездил через Ангарский перевал, в курсе, что там не так. Дорога очень узкая, много мест, где сложно разъехаться двум встречным автомобилям (то же относится и к трассе Судак – Грушевка). А там ведь ещё троллейбусы ездят, тормозя на подъёмах и собирая за собой кавалькаду легковушек. И гружёные фуры. Заново переложить дорожное покрытие – это не решение. А расширять дорогу искусственно – сложное дело, ибо там повсюду обрывы и горы. Да и доли заявленных 66 млрд явно не хватит.
То есть дорогу в очередной раз приведут в божеский вид, но и только. А через полгода её снова «доведут до кондиции» гружёные фуры. То есть восторги, описываемые по вышеозначенному поводу в прессе, явно преждевременны, а быть может, и неуместны. Тем не менее когда ещё отремонтировать автодороги, если не воспользовавшись провальным сезоном?
И даже если на все эти миллиарды удастся довести до ума одну только судакскую трассу, дотянув её до «Тавриды», как пообещал замминистра транспорта Крыма Дмитрий Горб, будет уже замечательно. Дорога там очень плохая и убийственно аварийная. А поскольку в этом году в Судаке точно аншлага не предвидится, можно запросто строить. Не было бы счастья, как говорится. Но тем, кто решит съездить поглядеть на Генуэзскую крепость, не позавидуешь. Объехать строительство будет крайне сложно, придётся изрядно попетлять от посёлка к посёлку.
«День жестянщика» круглый год
А теперь о самом плохом – о том, как добираться на полуостров. На самолёте, по понятным причинам, никак. Но и на поезде, в общем-то, не сильно проще. Все билеты распроданы, свободных мест – единицы, а дополнительных составов не предвидится из-за дефицита вагонов. Об этом же мы писали и в прошлом году. Пока цена держится на купейное место в районе 10 тысяч рублей, плюс-минус. Плацкарт – вдвое дешевле. Но и то и другое найти непросто. Причины, по которым не задействуют в подобной ситуации украинские вагоны, простаивающие в Крыму, нам найти не удалось.
То есть добраться до Крыма можно только на автомобиле. В прошлом году «Наша Версия» уже расписывала особенности такого путешествия. От Москвы до Ростова-на-Дону добираться – никаких проблем, платная трасса идеальна. На многочисленных автозаправках можно ещё и поесть, а заночевать можно в кемпингах и небольших придорожных отелях – их там несметное количество. Проблемы начнутся там, где закончится платная трасса. Очень узкие участки с резкими поворотами при отсутствии указательных дорожных знаков ничуть не способствуют безаварийной езде. При этом поток машин такой, что то и дело застреваешь в пробке. Из-за множества фур ехать крайне некомфортно, да что там – просто опасно. Пробка может растянуться от съезда с трассы М-4 чуть ли не до самого Крымского моста. Чтобы было понятнее, насколько там не с руки ездить, в тех местах вдоль дороги – сплошь автосервисы, бесконечная вереница. Потому что в тех краях «день жестянщика» круглый год.
Незадавшийся сезон, как ни странно, может оказаться полезным для крымской курортной инфраструктуры. Ведь последнее время что ни год, то массовое нашествие отдыхающих, до 6–7 млн за лето! При таких наплывах руки не доходили до решения острых инфраструктурных вопросов
Бережёте свою машину? Стоимость проезда на такси из Москвы в Симферополь – от 30 тыс. рублей. В прошлом году можно было договориться немного дешевле, в этом – ни в какую. Остаётся ещё автобус – если, конечно, вы в состоянии физически выдержать такую поездку. В дороге – от 22 часов, но так быстро, как правило, не бывает.
В общем, когда глава Крыма Аксёнов говорил об «урезанном формате» сезона – это он явно скромничал. Сезона в этом году не будет – разве что автотуристы, как и в прошлом году, обеспечат 1,5–2 млн явки. Не хотят ли отдыхающим привить здравую, в общем-то, хотя и непопулярную мысль, что Крым – это не только здравница, но ещё и непотопляемый авианосец? А если так, то и не страшно, что комфортабельный отдых не в приоритете.
Кстати
Есть одна догадка, отчего федеральный центр не спешит вкладываться не только в назревшую реконструкцию крымских автодорог курортного направления, но и в доведение до ума участка платной трассы Крым – Кубань. Судачат, что руководство «новых регионов» настаивает на приоритетном строительстве трассы не через Крымский мост, а из Ростовской области по побережью Азовского моря. С этой идеей носились в конце прошлого года (из-за чего, по слухам, и приостановилось строительство отрезка Крым – Кубань, его обещают достроить лишь в конце будущего года). И вроде бы врио губернатора Запорожской области Евгению Балицкому удалось этот вопрос «дожать». Во всяком случае, на ПМЭФ-2023 Балицкий отрапортовал, что новую четырёхполосную трассу Симферополь – Ростов по побережью Азовского моря протяжённостью 600 километров построят «в рамках свободной экономической зоны новых регионов» в приоритетном порядке. Но вот незадача – нужно где-то найти 400 млрд рублей. Но если строительство приоритетное, то все остальные дороги могут и подождать? Трасса Балицкого, кстати, будет платная, он сам об этом сказал на ПМЭФ. «Если это решение принято, то оно странное, – прокомментировал ситуацию бывший украинский политик, а ныне собственник крымских санаториев Олег Царёв. – Новую трассу могут построить быстрее, чем жители новых регионов будут иметь уровень жизни, позволяющий платить за проезд по ней».