— Считается, что итоги года надо подводить перед днем рождения — именно тогда заканчивается твой личный, персональный год. Но нас, людей, рожденных в Советском Союзе, так приучили, что мы все свои итоги подводим 31 декабря. Это важный праздник для всей страны и для нашей семьи тоже. Обычно мы стремимся отметить его вместе с самыми близкими людьми, с теми, кого мы хотим видеть рядом с собой еще не один день и не один год. Последнее время все чаще стараемся ходить в гости — наши дети взрослеют и хотят больше общения с друзьями, со сверстниками. Для них с каждым годом праздник приобретает все более важное значение, они уже начинают проникаться его волшебством. «А можно, я не буду спать сегодня долго-долго? Прямо вот сколько я захочу?» — спрашивают они нас 31 декабря. Конечно, до утра пока не выдерживают, но с каждым годом по полчасика бодрствования прибавляется. Старшая дочь Лида уже часов до пяти может с нами просидеть. Хотя вообще такое нарушение им непросто дается, они живут в режиме — в 9 вечера отбой. Иначе не хватит сил на школу. Поэтому 31 декабря я всегда говорю: «Давайте поспим днем, чтобы потом подольше не спать». Эта ночь волшебная, хочется, чтобы она длилась бесконечно, чтобы успеть загадать все самые сокровенные желания.
— Как многие — пишем их на бумажках, поджигаем, пепел бросаем в шампанское (дети, соответственно, в детское) и выпиваем. Работает такой способ, проверено.
Мой Дед Мороз — муж
— Наташа, когда вы впервые узнали, что Деда Мороза нет?
— У меня пока этот момент еще не наступил. Дед Мороз, точнее, тот образ сказочного деда, который я рисовала в детстве в своем воображении, трансформировался во вполне конкретного человека, живого и настоящего. Теперь для меня Дед Мороз — мой муж. Я на самом деле не помню того момента разочарования, который бывает у многих детей, когда им взрослые сообщают: «Деда Мороза нет, это все выдумки». Я до сих пор продолжаю верить в чудо, в какие-то нездешние силы, в знаки, которые посылает мироздание. И это притом, что я вовсе никакой не мистик, а реалист, твердо стоящий на земле. Но вот все равно убеждена, что в чудо надо верить и тогда оно действительно произойдет. А если эта вера ослабнет — ну можно поехать в Финляндию, я знаю, там есть деревенька, где живет настоящий Дед Мороз, который лично принимает записки с пожеланиями.
— В детстве каким образом Дед Мороз доставлял вам подарки?
— Обычно в костюм Деда Мороза наряжался кто-нибудь из друзей или знакомых родителей. Но иногда случалось такое, что они заказывали Снегурку из Службы быта или откуда там она еще приходила, и это были самые смешные праздники. Дед появлялся уже слегка повеселевший, Снегурка рядом с ним обязательно стояла густо накрашенная, и у нее были жирные синие тени на глазах и такие же синие губы — просто потому что они уже замерзли, это была черт знает какая квартира по счету. Их отогревали, Деду подносили рюмочку, мы читали стихи. Разумеется, ждали мы больше всего не этого конкретного Деда, а подарки, которые он приносил. Но было очень весело.
— Что стояло на вашем новогоднем столе?
— У нас в семье бытовало и до сих пор бытует такое выражение: «Новогодний стол». Думаю, никому из наших соотечественников не надо объяснять, что на нем стояло. Во-первых, туда выставлялась вся еда, которая была недоступна в течение всего года. Обязательно сильно заранее закупались зеленые бананы, они зрели на подоконнике и к Новому году уже доходили до более-менее сносной кондиции. Присутствовали мандарины, и по всему дому разносился их аромат. Икра, разумеется. Но просто так, ложками, ее есть было нельзя, намазывали тончайшим слоем на бутерброд. Когда появились крабовые палочки, мы, как и вся страна, начали делать из них салаты — с кукурузой, с майонезом. Ну и грибы, соленья — в общем, наш стол ничем не отличался от новогоднего стола любого жителя страны.
— А сейчас появились какие-то другие новогодние блюда?
— По-прежнему обязательным условием встречи Нового года остается оливье. Это какой-то фантастический салат. В течение года мы его не едим, даже не вспоминаем, но в Новый год — обязательно. Мама делает селедку под шубой, и она у нее великолепно получается. Все гости обожают. И хотя я сама ее не ем, но знаю, что мамина селедка — лучшая. Еще мы варим и обжариваем картофель, курицу запекаем. В общем, мы приверженцы традиций, ничего не изменилось.
— Какую елку предпочитает ваша семья?
— Только искусственную. Современные искусственные елки не менее красивы, чем настоящие, а если кому-то не хватает хвойного запаха, можно капнуть на них ароматизатором. А живую елку детям жалко, они говорят: «Мама, елочка же жила, росла, а ее срубили! Так нельзя!» Так что мы наряжаем искусственную, и все довольны. Игрушки на елке современные, старых, из моего детства, не осталось. Мы столько раз переезжали, что они не выдержали. Да и сколько там было тех игрушек — три шара, остальное все дождиком завешивалось. Но мы все равно ту нашу детскую елку любили и разрешали разбирать только месяца через два после Нового года, никак расстаться не могли.
Подарки появляются 31-го
— Ваши девочки пишут письма Деду Морозу?
— Они уже прямо говорят: «Я бы хотела, чтобы Дед Мороз принес мне вот это». Но мне так даже легче, когда они четко объясняют, что именно хотят получить на Новый год. Когда они писали письма Деду Морозу и заклеивали конверты, было сложнее. Чтобы изучить детские пожелания, приходилось аккуратно и незаметно конверты вскрывать, а потом запечатывать обратно. А сейчас они просто говорят, что им купить. Вера мечтает о кукольном доме, Лида попросила, чтобы ей подарили косметику. Ну и, разумеется, мы что-то еще придумаем от себя, какие-то сюрпризы.
По традиции под нашей елкой подарки появляются с утра 31 декабря. То есть дети просыпаются — а Дед Мороз уже все принес. Так повелось с детства: малышам сложно ждать целый день, когда же им подарят подарки, а потом у них не остается сил с ними поиграть. В общем, с утра подарки вручены, в обед приходит Дед Мороз, ему читают стихи, он преподносит небольшие гостинцы, а потом мы играем в одну замечательную игру. Вся семья пишет записки с пожеланиями (фантами), они складываются в большую чашу, мы по очереди, не глядя их вытаскиваем и делаем то, что написано в записке. В прошлом году, например, Саша, наш старшенький (сын мужа, Александра Чистякова. — Прим. «ТН».) загадал, чтобы вся семья исполнила хором песню «Миллион алых роз». Мы выстроились и спели. Лиде выпало «пожарить блины», и вся семья отправилась на кухню, чтобы ее поддержать. Словом, весело получилось. В повседневной жизни нам нечасто удается проводить время вместе. Папа у нас много работает, мы с девочками его ждем. Или, наоборот, если папа оказывается дома, то я мчусь на работу. А все вместе собираемся крайне редко и очень ценим эти моменты.
— А вы в новогоднюю ночь разве не работаете?
— Иногда случается, что 31 декабря приходится трудиться. Чаще всего я уезжаю незадолго до Нового года, в 12 ночи под бой курантов выхожу на сцену, поздравляю зрителей и спешу домой, чтобы застать праздник в разгаре. Иногда приходится улетать из города, но это мне дается с каждым годом все тяжелее. Мне очень дорог Новый год в кругу семьи, и если справляю его не дома и не с близкими, чувствую, будто праздник прошел мимо. И то же самое, кстати, происходит, если мы встречаем Новый год всей семьей, но где-нибудь в теплых странах, у моря. Пусть даже на самых роскошных Мальдивах — все равно мне кажется, что все идет неправильно. Необходимо, чтобы были наши продукты, наша атмосфера. Даже наш телевизор — пусть его толком никто не смотрит, но он работает где-то там, фоном, создавая настроение. Только если соблюдены все эти условия, создается впечатление, что Новый год мы встретили.
Мне в жизни повезло, а дочкам нужна школа
— В этом году ваша младшая дочь Вера пошла в школу. Как ей дался этот новый опыт?
— Довольно безболезненно. Все дети из ее сада пошли в один класс, так что сильного стресса она не испытала, осталась в своей компании, но к концу полугодия немного поскучнела, конечно. «Как тебе школа?» — спрашиваю. «Да что-то надоело уже», — признается она. Зато теперь Вера понимает старшую сестру. Потому что еще год назад она говорила: «Вот, Лида, я пойду в школу и буду хорошо учиться, не как ты!» Лида ей на это неизменно отвечала: «Пойди, пойди… сама тогда поймешь! Увидишь, эта школа тебя доконает!» Лида в 5-м классе и знает, что говорит. У нее сейчас непростая пора. Я по себе помню, что именно в этом возрасте появилось ощущение «школа мешает». Ну просто появляется очень много интересов в жизни, ты постепенно отрываешься от родителей, тебе хочется проводить время с друзьями, у тебя свои увлечения, мечты, к школе никак не относящиеся. Времени не хватает на все. Но я учу девочек, что без нее никак. Это же не просто школа, это школа жизни. Прообраз большого мира, куда они потом шагнут и где надо будет учиться взаимопониманию, налаживанию отношений. Учиться, во что-то вникать, в чем-то разбираться, пусть даже не в самом интересном. Это работа. И я разговариваю с ними об этом. Стараюсь объяснить и подготовить к будущей жизни.
— Вы показывали им хоть раз свои дневники и аттестаты?
— Я не скрываю от дочек, что сама училась в школе, мягко говоря, не очень хорошо. Но всегда говорю, что мне в жизни просто повезло, а вот как у них пойдет — неизвестно. И за двойки, кстати, не ругаю. Лида сама переживает, если получает плохую оценку, она хочет хорошо учиться, для нее это принципиальный момент. Лида — девочка яркая, творческая, амбициозная, известная в школе. Она собрала свою музыкальную группу, стала там вокалисткой, несколько парней ей аккомпанируют. Пока играют известные западные хиты, но у Лиды уже есть несколько песен собственного сочинения, просто пока она их в репертуар группы не внедряет, считает, что рано. Понятное дело, когда ты такая звезда и люди на тебя смотрят, несолидно как-то на двойки учиться. Вот она и старается.
Мнением дочек очень дорожу
— Рады, что ребенок пошел по вашим стопам?
— Я не ожидала, что дочка будет музыкантом. Сама я себя музыкантом не считаю, я артист в более широком понимании этого слова. А у нее прямо голос такой — соул. И она занимается музыкой серьезно, играет на гитаре, на фортепиано, в школе и с преподавателем. Сама записывается на разные исполнительские конкурсы уже даже российского уровня и недавно первое место заняла на одном из них. А на днях Лида нас пригласила на свой концерт в парке, я знать не знала, что у нее там что-то затевается. Я в организации всех этих мероприятий никоим образом не участвую, только наблюдаю за Лидой и поддерживаю морально. Она все делает сама. Если спросит моего мнения — скажу. Если надо помочь — помогу. Но вмешиваться в ее жизнь, пытаться скорректировать что-то, запретить или, наоборот, на чем-то настаивать не буду.
— А вы интересуетесь Лидиным мнением по поводу своих песен?
— Обязательно. Она первый слушатель. Вот недавно смотрела вместе со мной и оценивала мое новое видео на песню «Фэн-шуй». Очень профессионально и аргументированно оценивала, кстати. Мне это важно, потому что песня знаковая, я ею завершаю год, подвожу итоги, она отражает мое отношение к жизни и говорит о моем видении взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это песня-настроение, продолжающая тему предыдущей моей песни «Жу-Жу», которую мы сделали совместно с группой «Ленинград». Она была очень дерзкой, конкретной, но, признаюсь честно, я нахожусь сейчас в том же настроении, поэтому продолжила тему.
Видео тоже знаковое для меня. Это фешен-клип, но в нем есть мощная внутренняя история, мне вообще кажется, что это одна из сильнейших работ, где я принимала участие как актриса. На место съемок я выехала за две недели до их начала. Никогда так долго не готовилась к ним. Но там очень сложная акробатика и танцы. Я в очередной раз вспомнила добрым словом свое участие в проекте «Танцы со звездами» на канале Россия 1 и поблагодарила своего партнера Евгения Папунаишвили за то, что так долго мучился со мной, дал мне такую классную танцевальную базу, раскрыл кое-какие секреты, и я смогла все это внедрить в свою работу, показать, на что способна. Там много образов, некоторые из них неожиданные. Настолько, что меня не узнал собственный муж: это ты, говорит, что ли? Удивился очень. Думаю, вы тоже удивитесь.
— Скоро у вас еще одна премьера — 24 января на экраны выйдет вторая часть фильма «Бабушка легкого поведения»…
— И я ее очень жду. У меня нет сомнения, что на фильм пойдут зрители, первая часть прошла у нас просто прекрасно, она была безумно смешной. Но вторая еще смешнее. Может быть, прозвучит нескромно, но это так. Во-первых, картинка на экране, как сейчас говорят, «вкуснее». Мне нравится, как камера живет в фильме, она намного более динамична, чем в первой картине. И, во-вторых, конечно, еще больше, чем в первый раз, впечатляет образ нашей потрясающей Александры Павловны Фишман, сыгранной Сашей Реввой. Мы знаем, что прототип Александры Павловны — мама Реввы. И если в первой части он еще только нащупывал краски, то сейчас уже чувствовал себя в образе, как рыба в воде, настолько докрутил, что, как говорят актеры, «не видно швов».
Вторую часть любого фильма сделать очень сложно. Потому что уже в первой ты выкладываешься по максимуму и, казалось бы, все уже сказано. Но нет. Нас ждет идеальный поворот сюжета. Фишман становится няней у героя Нагиева. Знаете, когда эти двое, Ревва и Нагиев, встречаются в кадре, у всех потом еще неделю болит живот от смеха. Нагиева обожаю, эта его отрицательная энергетика очень обаятельна.
Моя героиня в фильме тоже развивается: в первой части я была такой девочкой-припевочкой, хорошей, чистой и доброй. Но сейчас мы попадаем в сложную ситуацию: Саня (герой Реввы) конкретно напортачил, ему надо выпутываться из сложившейся ситуации, и Люба (моя героиня) принимает кардинальные решения. В игру входит еще один конкурент Саши — его играет Рома Курцын. За ними тоже интересно наблюдать. В общем, приходите, будет на что посмотреть!