Быстрый, динамичный монтаж, черный юмор, ирония, уникальная интонация — недаром Гая Ричи называют британским Тарантино. Еще и потому, кстати, что он тоже никогда профессионально не учился киноделу, но, как и Квентин, является блестящим знатоком мирового кинематографа и сам пишет сценарии к своим картинам. Так же, как Тарантино, Гай Ричи открыл миру немало ставших суперпопулярными актеров, среди них в первую очередь Джейсон Стэтэм. До сих пор ходит байка о том, как будущую звезду кино, а тогда члена национальной сборной Англии по прыжкам в воду режиссер взял буквально с улицы, где тот зарабатывал на жизнь, торгуя палеными парфюмами и бижутерией. На самом деле Ричи углядел его в рекламных роликах, где тот подрабатывал. А когда Стэтэм при встрече рассказал, чем занимается в свободное время, Ричи попросил продемонстрировать ему свое уличное мастерство. И был поражен и заворожен тем, как ловко и артистично Джейсон заставил его купить сомнительного происхождения ювелирку. Джейсон получил главную роль в первом полнометражном фильме режиссера «Карты, деньги, два ствола». Вместо классических британских исполнителей, воспитанных на Шекспире, к актерской компании присоединились бывший футболист, нападающий Винни Джонс, и даже реальный бандит, Ленни Маклин, гроза лондонского Ист-Энда. Стэтэм стал звездой, одним из самых любимых героев экшен-фильмов, снявшись у Ричи в пяти картинах, в том числе и в последнем комедийном шпионском боевике «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать». В этом фильме Стэтэм играет высококлассного шпиона, которым трудно управлять, и поэтому его крайне редко о чем-то просят. А уж если просят, то задача оказывается слишком сложной для профессионалов из МИ-6. Он любит роскошную и, главное, комфортную жизнь, летает на частном джете, пьет винтажное вино и заботится о своем психологическом (а не только физическом) состоянии. Чтобы добраться до главного злодея и остановить его преступные действия, Орсон Форчун (так зовут героя Стэтэма) привлекает кинозвезду (Джош Хартнетт в этой роли явно слегка пародирует Леонардо Ди Каприо), полагая, что способного купить все на свете злодея можно расколоть исключительно с помощью суперзнаменитости. Все остальное не сработает.
Блестящий самоучка
Из-за крайней достоверности, с какой Ричи изобразил криминальный мир Лондона, его часто принимают за выходца из низших слоев общества, чуть ли не одного из героев Стэтэма, с мафиозным, гангстерским прошлым. Но на самом деле Гай родился в семье представителей высшего класса, в престижном пригороде Лондона. Отец был офицером высокого ранга, после отставки занимал важную позицию в крупнейшем рекламном агентстве. Мать после развода с отцом Гая вышла замуж за аристократа — 11-го баронета сэра Майкла Лейтона. Ее бывший муж не отставал: мачехой Гая стала баронесса Бромптонская, влиятельная фигура в Консервативной партии Британии. К сожалению, из-за дислексии Ричи не пошла впрок учеба в частных школах, о поступлении в университет и речи не шло. Зато он много читал, занимался спортом (имеет черные пояса по карате, дзюдо и бразильскому джиу-джитсу) и фанател от всего, связанного с кино. Устроившись мальчиком на побегушках на одну из лондонских киностудий, Гай вскоре начал снимать рекламные ролики и клипы для музыкальных групп. И весьма в этом преуспел. Жена Стинга Труди Стайлер, посмотрев его первую короткометражку, очень благосклонно отнеслась к молодому дарованию и согласилась помочь Ричи с его первой картиной «Карты, деньги, два ствола», познакомив режиссера с наследником богатой семьи Мэттью Воном. Неожиданно дебют никому не известного молодого режиссера произвел настоящий фурор, и в следующем столь же необычном фильме Гая «Большой куш» готовы были сниматься самые известные голливудские звезды. Брэда Питта настолько впечатлил «драйв» фильма «Карты, деньги, два ствола», что он лично попросил роль в «Большом куше». Говорят, то же самое сделал тогда и Том Круз. В результате Брэд Питт сыграл в картине главную роль, что окончательно и бесповоротно утвердило признание британского режиссера в мировом кинематографе.
Миссис Ричи
Труди Стайлер стала крестной матерью Ричи не только в кино, но и в личной жизни. У себя дома на вечеринке по случаю премьеры фильма «Карты, деньги, два ствола» она познакомила Гая с Мадонной. В 2000 году они сыграли свадьбу в шотландском стиле в арендованном Мадонной на три дня замке Скибо в Шотландии. Таким образом она отдала дань шотландскому происхождению жениха. Замок строго охранялся, проникнуть на территорию было невозможно. Но сотни репортеров часами мокли под дождем вокруг и около замка, а в перерывах пили пиво в пабах расположенного рядом с замком маленького тихого городка в надежде разузнать хоть какие-то подробности у местных жителей. С тех пор резко увеличился поток туристов, желающих взглянуть на место, где Мадонна второй раз вышла замуж. Местные жители и викарий Сьюзен Браун (она вела церемонию и служит в местном приходе) до сих пор благодарны за то внимание, которое получил их городок из-за этой истории. Накануне свадьбы Браун провела закрытый для публики и прессы обряд крещения Рокко, четырехмесячного сына Мадонны и Ричи.
Но друзья недаром боялись, что этот брак если не поставит крест на многообещающей карьере Гая, то затмит его режиссерскую славу. Миссис Ричи (Мадонна часто появлялась публично с мужем или без него в майках с такой надписью) всячески демонстрировала свое уважение мужу и готовность довольствоваться ролью «скромной» жены режиссера. Но продолжалось это недолго. После того как Гай поставил «миссус» (как он ее называл) жесткий ультиматум — либо она проводит большую часть времени с ним на «острове», а не «мотается туда-сюда» через океан, либо они расстаются. Мадонна какое-то время старалась не слишком перегружать свой рабочий график. Но вскоре уговорила мужа снять фильм, где она сыграет главную роль.
Непримиримые противоречия
С фильма «Унесенные» и начались проблемы этой пары. В Англии его даже отказались пускать в прокат, кинокритики соревновались в язвительности, и в конце концов Ричи удостоился самой унизительной «награды» в мире кино — «Золотой малины». Но к чести режиссера, он никогда, во всяком случае напрямую, не винил в провале «Унесенных» Мадонну, как бы ни пытались британские репортеры вырвать у него скандальное признание о бездарности Мадонны как актрисы. На вопрос о причинах такой нехарактерной для всей его дальнейшей кинокарьеры неудачи режиссер позже отвечал со свойственной ему иронией: «Одна причина — то, что я согласился снимать свою жену, вторая — первый раз осмелился выпрыгнуть из своей зоны комфорта... И ох ты боже мой, как же меня за это наказали!» Мадонна заявила, что в Англии фильм зарубили еще до его просмотра незаслуженно, но лично ей глубоко наплевать на чье-то мнение — это касается и музыки, и всех остальных аспектов ее творчества, «нельзя позволить, чтобы чье-то мнение влияло на художественный выбор творческого человека». Но этот провал на несколько лет застопорил карьеру Ричи. В то время как «миссус» буквально через несколько дней как ни в чем не бывало купалась в лучах очередного успеха — ее песня и она сама (в роли камео) появились в новом фильме о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас».
Масла в огонь проблем в благородном семействе (а заодно и карьеры Ричи) подлила неудача и следующего фильма режиссера «Револьвер». И хотя он вроде как не имел отношения к Мадонне и ее всепоглощающей славе, но Ричи поставили в упрек чрезмерную «эзотеричность» картины, связав это с влиянием жены и ее увлечением различными мистическими учениями, каббалой прежде всего. Ричи пытался отбиться от упреков и даже соглашался дать интервью, пускай и ограничив общение с журналистами мизерным таймингом от 5 до 10 минут. Он категорически отказывался признавать, что с этим фильмом «что-то не так». «Я не думаю, что это отбросило мою карьеру назад. Я больше не верю в то, что кажется плохим для меня, обязательно является для меня плохим. Я хотел снять этот фильм и снял его. И он мне очень даже нравится. Возможно, «Револьвер» просто не рассчитан на массовую аудиторию». И в свою очередь упрекал критиков в явной предвзятости по той самой очевидной причине — он отлично знал, что за спиной его иногда называют «мистер Мадонна».
Но неизбежное все же случилось в 2008 году: развод Мадонны и Ричи — в силу «непримиримых противоречий», как гласило заявление певицы — прошел, вопреки ожиданиям, тихо, мирно и обошелся без скандальных событий. Родители получили равную опеку над детьми, а Мадонна после некоторых раздумий согласилась отдать бывшему мужу в качестве компенсации их поместье в графстве Уилтшир в Англии.
На свободу с чистой совестью
Конечно, как и всякий талантливый режиссер, Ричи не хотел, чтобы к нему приклеился ярлык мастера исключительно одного жанра. И начиная с 2009 года он постепенно адаптирует свой стиль и уникальную интонацию к самым разным сюжетам. «Шерлок Холмс» и его сиквел «Шерлок Холмс: Игра теней» — с потрясающим дуэтом Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу в ролях Холмса и доктора Уотсона — многие считают едва ли не самой лучшей экранизацией Конан Дойля. В комедийном шпионском боевике «Агенты А.Н.К.Л.» (жанр, фактически придуманный и воплощенный в кинореальность именно этим режиссером) на главные роли претендовали практически все голливудские звезды, включая Джорджа Клуни. Он-то и был, по слухам, утвержден Ричи на роль агента ЦРУ, но выбыл из проекта по состоянию здоровья, попав в серьезную аварию на мотоцикле. Диснеевский «Аладдин» в 2019 году в интерпретации британца собрал в мире более миллиарда долларов. К стилю своих первых двух полнометражных работ ироничных гангстерско-шпионских боевиков Ричи вернулся в фильме «Джентльмены», вышедшем прямо перед началом пандемии. Картина со звездным актерским ансамблем (Хью Грант, Мэттью Макконахи, Мишель Докери) заработала в прокате 115 миллионов долларов с бюджетом 22 миллиона.
Как известно, ни одна шпионская история не работает без яркого отрицательного персонажа. В «Фортуне...» это стильный, жестокий и чертовски обаятельный злодей в исполнении Хью Гранта. Надо отдать должное Ричи и в том, что в немалой степени благодаря ему актерская карьера Гранта переживает последние годы истинное возрождение. Пожалуй, лучше, чем Хью Грант, сыгравший в трех картинах Ричи, никто не объяснил, почему для любого самого известного и успешного актера «вершина классности» — получить приглашение от этого режиссера: «Мы сами автоматически становимся образцами крутости, разве с этим поспоришь? Я люблю старину Ричи и его классические, так сказать, уже таковыми ставшие картины. Потому что, на мой взгляд, сила британского кинематографа заключается в качественных сценариях и актерском мастерстве, но не в визуализации, зрительном ряде. С появлением же Гая, так как он пришел из мира рекламы, мы увидели потрясающие визуальные эффекты. Он умеет любой предмет, любой вздор, да все что угодно стилизовать так виртуозно, что диву даешься. А мы британцы, у нас с этим делом, со стилем, беда. Даже в обычной жизни, я считаю, это наша слабая сторона. Хочешь быть стильным — отправляйся в Париж или Милан. Ну а если вам нравится носить добротный макинтош, в котором удобно гулять с собакой, — вам надо в Лондон». Интересно, что в процессе работы Хью Грант и Гай Ричи обнаружили, что их отцы вместе служили в одном подразделении британской армии и были хорошо знакомы.
Еще одна сильная стороны Ричи — он не принимает всерьез свои же собственные фильмы. Самопародия позволяет ему остроумно пародировать чужие картины. Например, в «Операции «Фортуна» угадывается пародия на святая святых — Бондиану и фильм «Миссия: невыполнима». Актерам это дает возможность высмеивать самих себя и своих персонажей — и показать актерское мастерство высшего пилотажа.
Ты что такая дерзкая?
В 2010 году Ричи познакомился с моделью Джеки Эйнсли. Это была любовь с первого взгляда. Джеки в единственном интервью описала эту встречу: «Гай сказал: «Симпатичное платьице», и я подумала, что парень не без таланта по части очарования. «Проводите кастинг на роль новой жены?» В ответ Гай назвал меня «дерзкой штучкой». И мы расхохотались. Не то чтобы я и впрямь была такая дерзкая, но что мне было терять — я встречалась в то время с французским музыкантом. Перед свадьбой мы с Ричи вспоминали этот момент, и он говорит: «Может, я и правда проводил кастинг на роль новой жены?» И у нас обоих прямо мурашки побежали по коже...» Ричи продолжал забрасывать Джеки сообщениями — по сорок штук в день. «Ты все еще с этим лягушатником?» Они переписывались, болтали по зуму и обсуждали все на свете, много смеялись, и Джеки поняла, что в этом «парне» есть много чего замечательного, помимо обаяния. И наконец она согласилась пойти на свидание. Ричи спросил, что она предпочитает — дорогой модный ресторан или что-то попроще. Она сказала «попроще». И он привел ее в паб. С тех пор они не расставались.
Через 9 месяцев после той встречи Джеки родила сына Рафаэля. А потом еще двоих детишек — дочку Ривку и сына Леви. И наладила прекрасные отношения с детьми Ричи — Рокко и усыновленным им вместе с Мадонной Дэвидом, родом из Малави. Но скрепить свой счастливый союз узами брака Гай и Джеки решили только в 2015 году. Свадьба прошла в поместье в графстве Уилтшир, том самом, которое досталось Ричи от бывшей супруги. На обширных зеленых лужайках установили огромные тенты и шатры, играл оркестр, Ричи сам готовил барбекю на выездной кухне, оборудованной по последнему слову техники. Среди гостей были Дэвид Бекхэм (без жены), Джейсон Стэтэм с Роузи Хантингтон-Уйатли, Брэд Питт, Генри Кавилл, Мэттью Вон с Клаудией Шиффер и другие знаменитости. Все пятеро детей режиссера с удовольствием участвовали в трехдневных празднествах.
Миссис Ричи под номером 2 успешно и без сожалений играет роль верной жены и друга режиссера. И он не снимает и, судя по всему, не планирует снимать Джеки в своем кино. В процессе работы у Гая целых три проекта, и он не собирается сбавлять темп. Потому что знает — его картины можно прописывать как лекарство от скуки и удручающей реальности. И зрители, в том числе в России, о чем ему тоже хорошо известно, их всегда ждут с нетерпением.