Он мог сгореть при взрыве баллона с пропаном, он мог замерзнуть из-за не работающей печки, он мог упасть в ледяную бездну... Но он выжил, завершил кругосветный перелет с первой попытки и установил четыре мировых рекорда! Два года подготовки, чтобы за 11 дней на 56-метровом шаре «Мортон» увидеть Землю с высоты, и понять, насколько она крошечна и уязвима.
Федора Конюхова встречали как национального героя - с флагами, цветами, подарками и даже тортом в виде воздушного шара. Он улыбался, шутил и был очень рад снова стоять на родной земле, снова видеть лица друзей после одиночества в воздухе, которое потребовало мобилизации всех сил. Не спать, почти не есть, полагаясь только на попутный ветер и собственную волю. Сейчас это по плечу только одному человеку на планете.
- Лететь было опасно и тяжело, но приятно, - говорит Федор Филиппович. - Я в свои 65 лет получил невероятное удовольствие от того, что сам управлял такой махиной! Смог увидеть потрясающие восходы и закаты, посмотреть на Землю с такой высоты.
По словам Федора Конюхова, выдержать все испытания перелета без наземной команды он не смог бы. В проекте, помимо России, принимали участие лучшие специалисты из 11 стран: инженеры, метеорологи, ученые.
- Всем было трудно: англичане, построившие шар, никогда подобный гигант не собирали - для них это было впервые во время взлета, австралийцы никогда не закачивали гелий в такую огромную оболочку, и мне не у кого было учиться - Стив Фоссет, облетевший Землю до меня, погиб. А когда все специалисты отказались «вести» шар с земли, за это пришлось взяться моему сыну Оскару, хотя прежде он ничего подобного не делал.
Предусмотреть все нештатные ситуации заранее было не возможно - перелет слишком зависел от погодных условий. И, когда над Индийским океаном Федор Конюхов попал в грозовой циклон, все понимали, что пилоту придется уповать только на чудо и божью помощь. Огромные грозовые облака неслись со скростью 100 километров в час. Ночью горелки не могли нагреть гелий так, чтобы шар поднялся на высоту 12 километров и перелетел их. Остановиться - попасть в грозу, один удар молнией в баллон с пропаном - взрыв!
- Я тогда думал, что грехов у меня много - не в аду сгорю, а прямо сейчас. Всех предупредил, передал всем службам SOS! Подо мной не айсберги - битый лед, не найти меня. В ответ услышал, что береговые службыКейптауна не смогут выслать спасателей, если упаду - ночью они к таким операциям не готовы. Австралийские спасатели сказали, что не успеют, да и этот район не в их юрисдикции... И тут, слава Богу, вдруг разошлись немного облака и я через этот проход смог провести шар. Кричу по спутниковому телефону Оскару: «Выскочил!» А он в ответ: «Еще нет - на тебя сзади движется грозовой фронт». Но все обошлось. Я тогда думал не о себе, а что в кабине у меня икона афонская Богоматери-путеводительницы, крест с мощами святых - не должны сгинуть такие сокровища...
К счастью, ни в грозовом фронте, ни при жесткой посадке шара в Австралиине пострадал прибор «Око», созданный Российским техническим обществом. Он постоянно измерял температуру, скорость, высоту, - более 20 показателей в каждой очке воздушного путешествия. Его расшифровка только началась, но уже сейчас стало известно, что рекордная высота подъема шара «Мортон» оказалась гораздо выше заявленной ранее - 11 километров и 200 метров! Выше Конюхова не поднимался никто из воздухоплавателей.
Во время кругосветного путешествия Федор Конюхов сумел не только управлять гигантским шаром, но и вести видеодневник перелета. Но основе этих съемок будет сделан документальный фильм. Но небольшой отрывок Федор Филиппович передал «Комсомолке» и теперь мы все можем увидеть Землю глазами Конюхова.