Борьба за то, чтобы поучаствовать в поставках российского газа в Европу обострилась. По крайней мере в создании нового газопровода, который исключит из схемы этого экспортного маршрута Украину. Накануне визита в Россию глава Турции Реджеп Эрдоган дал понять, что готов разморозить проект «Турецкий поток». Одновременно премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что в ближайшее время возникнет российско-болгарская рабочая группа, которая реанимирует строительство газопровода «Южный поток», альтернативного маршрута экспорта «голубого топлива» в Европу. Это означает одно: если решения о создании той или иной трубы примут, то после завершения их строительства газопроводная система Украины будет выключена из игры и Киев окончательно рухнет в экономическую пропасть.
Новая газовая труба из России в Европу должна быть проложена. А вот какая из предложенных Россией, пока остается под вопросом. Существуют три маршрута: «Северный поток-2», «Южный поток» и «Турецкий поток».
«Северный поток-2» является расширением одноименного и уже действующего газопровода из России через Балтийское море до Германии. Его мощность должна составить 55 млрд кубометров.
«Южный поток» хотели проложить через акваторию Черного моря из Анапы в болгарскую Варну, а потом его ветки достигли бы Италии и Австрии. Мощность — 63 млрд кубов.
«Турецкий поток» — это фактически аналог «Южного», он бы также шел дну Черного моря из Анапы, но уже не в Болгарию, а в Турцию. На турецко-греческой границе рассчитывали построить распределительный хаб, через который газ смогли бы получить другие страны ЕС.
Правда, со строительством каждого из этих трубопроводов постоянно возникали проблемы. И дело было не в том, что не хватало денег. Инвестиций было с избытком. Взглянуть только на их акционеров. Например, «Северный поток-2» должен находиться в собственности «Газпрома» (51%), немецкой E.ON, австрийской OMV, международных Shell, BASF/Wintershall (по 10%) и ENGIE (9%). Контроль над морским участком «Южного» помимо «Газпрома» (50%) рассчитывали получить итальянская Eni (20%), французская EDF Group и немецкая Wintershall AG (по 15%). Сухопутные участки маршрута должны были находиться частично в австрийском, болгарском, венгерском, греческом, сербском, словенском и хорватском распоряжении. «Турецкий поток» находился бы в распоряжении двух наших стран по определению.
Все три газопровода начинали стоить, но тут же останавливали. Европейские страны, которые были заинтересованы (причем финансово) в создании этих маршрутов, всячески тормозили процесс. В 2012 году Брюссель запустил против «Южного потока» расследование на предмет его соответствия требованиям «третьего энергопакета», который обязывал российскую сторону отдать независимым компаниям до 50% мощностей трубы. Когда Москва отказалась, Еврокомиссия вынудила Болгарию заблокировать строительство, что парализовало прокладку морского участка по дну Черного моря.
С «Турецким потоком» все вроде бы складывалось хорошо — мы хотели сделать его заменой «Южного» и воспользоваться для его строительства уже проложенными трубами через черноморскую акваторию. Но сбитый в ноябре 2015 года турецкими ВВС российский Су-24 поставил крест на этом проекте.
«Северный поток-2» пока никем не отменен, но против него категорически выступает Госдеп США. На первый взгляд Вашингтон тут ни при чем — какая ему разница, строит Россия новые газопроводы в Европу или нет? Но Штаты пока еще поддерживают Украину, а строительство «Северного потока-2», равно как и завершение других газотранспортных проектов, вычеркнет трубопроводную систему Незалежной из схемы поставок российского газа в страны Старого Света. Киев в таком случае окончательно потонет в финансовом омуте. Его придется снова поддерживать, выделяя на это новые и новые кредиты. Поэтому США и сопротивляется строительству российских газовых трубопроводов.
Но очевидно, что в Европе уже думают иначе. После того как Реджеп Эрдоган повинился перед Владимиром Путиным за сбитый бомбардировщик, обе стороны объявили о возможной реанимации «Турецкого потока». Это и понятно. Москве выгодна любая альтернатива Украине в качестве транзитера газа, а Анкара может получать до $3 млрд в год за поставки «голубого топлива» в Европу.
Тут же желанием возродить замороженный «Южный поток» загорелась Болгария, премьер-министр которой Бойко Борисов заявил, что будут созданы рабочие группы по восстановлению российских энергетических проектов, включая строительство газопровода.
Если Турция в вопросе создания трубы действует относительно самостоятельно (понятно, что без России страна катится в яму — падение туристического потока, снижение экспорта овощей-фруктов и так далее), то Болгария явно действует с подачи Брюсселя, и предложение восстановить переговоры по «Южному потоку» инициировано «большим братом» — Еврокомиссией. В этом случае Россия получает шанс поторговаться и сбить стоимость проекта. В середине прошлого года тогдашний министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз гарантировал нашей стране скидки более чем в 10% на возведение первой нитки «Турецкого потока». Можно предположить, что Болгария будет также обещать подобные преференции.
Есть только одна неприятность — построив тот или иной газопровод, Россия окажется в некоторой зависимости либо от Турции, либо от Болгарии, которые, как и Украина, смогут шантажировать нашу страну и требовать скидок на российский газ.
Впрочем, обе трубы, равно как и «Северный поток-2», все-таки могут быть построены. Европа находится на пороге газовой голодовки. Конечно, это вопрос не одного-двух лет, а одного-двух десятилетий. По данным британского агентства European Center for Energy and Resource Security, к 2035 году возможно возникновение дефицита добычи в Европе в размере 90 млрд кубометров. Сейчас потребление в Европе составляет около 400 млрд. По оценке замглавы «Газпрома» Александра Медведева, к 2025 году потребность Европы в дополнительных поставках составит 145 млрд кубометров, а к 2035 году вырастет до 185 млрд. То есть на круг почти 600 млрд. Россия способна нарастить добычу на эти объемы. Правда, для этого нужны инвестиции и технологии, которых нам пока не хватает. Препоной являются санкции. Уже многие европейские страны говорят о необходимости их снять. Возможно, возобновление переговоров о создании «Южного потока» — это первый шаг.