Вот уже почти четверть века телевизионные деятели награждают лучших в прошедшем году представителей своего цеха. Вручается статуэтка Орфея с разорванной душой, на струнах которой, по замыслу Эрнста Неизвестного, он, жертвуя собой, играет. Тут явное преувеличение: согласно мифам, Орфей прославился тем, что так хорошо играл, что убедил властителей загробного мира вернуть ему его умершую жену Эвридику, но нарушил договор, не вовремя посмотрел на неё, из-за чего она осталась в царстве мёртвых. А играть Орфей умел так хорошо, потому что Аполлон подарил ему золотую лиру, с помощью которой он мог приручать диких зверей, а также двигать деревья и даже скалы.
Награждение состоялось, совпало ли мнение теледеятелей с мнением телезрителей? Кому из победителей ближе разорванная грудь Орфея, кому лира, а кому золото? Первое на что все обратили внимание: главные каналы (Первый, Россия, НТВ…) потерпели серьёзный урон от, так сказать, периферийных, которые отобрали у них очень много статуэток.
Лучшая «Утренняя программа» у Пятого канала – «День Ангела», в номинации «Ведущий утренней программы» победила Марина Кравец («Большой завтрак» – ТНТ); среди юмористических программ лучшей признана программа, о которой мы писали, – «Уральские пельмени» (СТС).
«Развлекательная программа «Образ жизни» – «Орёл и Решка» («Пятница!»), этот канал победил также в номинации «Просветительская программа» («Мир наизнанку»), а глава «Пятницы!» Николай Картозия признан лучшим продюсером сезона. И действительно, многие программы этого канала, начиная с «Ревизорро», которая стала лучшим «Журналистским расследованием», зрители полюбили. Есть за что, в кои веки телевидение встало на защиту нашего народа! От хищных, недобросовестных отельеров и рестораторов, кормивших нас чёрт знает чем, ранее нас берегла Елена Летучая, а теперь – Настасья Самбурская.
Опыт «Ревизорро» оказался заразителен, канал «Че» победил в номинации «Реалити-шоу» с программой «Решала». Здесь брутальный мачо Влад Чижов спасает и предостерегает зрителей от разного рода «кидалова» и «нагибалова». Конечно, с трудом верится, что появляющиеся в кадре граждане, обратившиеся к ведущему за помощью, реальные люди, но мошенничества и разного рода опасные ситуации, в которые попадают наши доверчивые сограждане, – абсолютно реальные и очень часто встречающиеся. Будь то в сфере медицины, где попадаются мерзавцы, наживающиеся на мнимых болезнях людей. Или в сфере якобы модельного бизнеса, где часто происходит вовлечение наивных провинциалок в проституцию, и множество других ситуаций, в которых, если бы ведущий не вмешался, в жизни героев программы случилась бы беда. И очень хорошо, что есть такой бесстрашный и бескорыстный народный заступник. Заметим, что, конечно, телевизионщики не совсем бескорыстны (им нужен рейтинг!), но в данном случае интересы ТВ и зрителей совпадают!
Справедливо, что выдвинутые на ТЭФИ программы типа «Пусть говорят» награждены не были, хотя рейтинги у них богатые, но, видимо, даже самим их творцам все эти сюжеты про женщин Серова, измены, обманы и прочую мерзость, которую обнаруживают детекторы лжи и тесты ДНК, осточертели.
Ничего не получил на этот раз и «Голос». Кстати, поначалу проект «Голос. 60+» показался неожиданно интересным, но когда Леонид Агутин стал откровенно проталкивать своего батю, лишая шанса других, на самом деле талантливых пожилых артистов, когда по необъяснимым причинам Пелагея зарубила Наталию Бутусову из Волгограда, замечательно исполнившую песню Игоря Николаева «Не обижай!», интерес к «Голосу» угас. Люди устали от несправедливости в жизни, а когда она исходит из ящика, то…
Порадовало, что в номинации «Репортёр» лучшими признаны наши героические военкоры Евгений Поддубный и Александр Пушин за репортажи «Война в Сирии: финал появился на горизонте» («Россия-1»). Лучшие «Ведущие общественно-политического ток-шоу прайм-тайма» тоже с этого канала – Ольга Скабеева и Евгений Попов («60 минут»), этот семейный дуэт за короткое время выдвинулся в авангард информационной борьбы и достойно держит фронт.
Среди «Ведущих развлекательного ток-шоу прайм-тайма» победил Андрей Малахов («Привет, Андрей!», «Россия-1»). Аналогичное шоу Первого канала с Максимом Галкиным и Юлией Меньшовой не получило ничего – видимо, телевизионные боги не простили программе недавний вечер, посвящённый скандальному Сергею Шнурову, который смотрел по сторонам, как Аттила на развалины завоёванного Рима, а гости эфира выглядели рабами, присягающими дикому гунну.
А теперь то, с чем трудно согласиться.
«Событием телевизионного сезона» назван проект «Гоголь. Начало» (ТВ-3), на мой взгляд, это – антисобытие, издевательство над нашим великим писателем и над телеискусством. Спекуляция, не имеющая отношения ни к его жизни, ни к творчеству. Но рейтинг был. Однако нужно отделять коммерческий успех продукта и наличие в нём художественных качеств. В этом проекте во имя рейтинга сердце Гоголя было вырвано, а вместо него насованы штампы из фильмов ужасов, эротика и изуродованные до неузнаваемости произведения гения. Делали ли что-либо подобное англичане с Диккенсом или немцы с Гёте? Или французы с Рабле? Не бронзового Орфея здесь бы вручать, а золотого тельца, ради которого не пожалели и отца.
Споры также вызвала безоговорочная победа «Троцкого» среди сериалов. Чем-то похожая ситуация: и рейтинг есть, и яркая энергичная режиссура, и замечательный подбор актёров, но… «ЛГ» подробно писала о том, какое отношение имеет «Троцкий» к реальным грандиозным событиям ХХ века. Если на главном канале страны так нахально фальсифицируется отечественная история, то какие могут быть претензии к американцам с их «Красным воробьём» или к британцам со «Смертью Сталина»?
В заключение отмечу победителей в спортивных передачах. Это «Ледниковый период. Дети» (Первый канал) и Татьяна Тарасова в качестве комментатора («Зимние Олимпийские игры-2018. Фигурное катание. Женщины. Произвольная программа», тоже Первый канал). Очень жаль, что никак не были отмечены телепередачи о грандиозном празднике этого лета – чемпионате мира по футболу в России. Телевидение наше здесь было на высоте. Не ценим мы своих достижений.