Прошли времена, когда список покупок к 1 сентября состоял из школьной формы, тетрадок, ручек да ластиков. Сегодня «виш-лист» (перечень желанных вещей) родителям диктуют не только школа и сам ученик со своим подростковым пониманием моды, но и улица, где образовался свой «дресс-кодекс», за нарушение которого избить подростка могут прямо средь бела дня. Многие тинейджеры скрывают эту угрозу от родителей, считая жалобы проявлением трусости.
- В прошлом августе перед 9-м классом сын вынес нам с отцом весь мозг, — делится мама без пяти минут десятиклассника Егора. — Кроссовки ему подай определенной фирмы, телефон новой модели, рюкзак, футболки — на все у них своя мода. А в этом году вдруг наоборот. Приехали в магазин, а сын ходит: ой, только не это!
В итоге отец не выдержал и спрашивает: «Что значит — нельзя?!» Из сына удалось мало что вытянуть. Но я догадалась поговорить с продавщицами в торговом центре, где мы закупались. И с ужасом узнала, что этому явлению почти год. В Москве подростков избивают за определенные модели кроссовок, маек и джинсов. Это называется «дресс-кодекс».
Правил «дресс-кодекса» никто толком не знает. Но хулиганы подходят со словами: «Поясни за шмот» — то есть нужно объясниться, почему ты носишь одежду определенных производителей. Почему-то некоторые фирмы надевать нельзя, а какие именно — толком не поймешь! Правила все время меняются, кто их выдумывает, непонятно. Мы возмущены и будем ставить этот вопрос в школе прямо 1 сентября, несмотря на торжественный день!
Опрос знакомых тинейджеров показывает, что про дикое явление знают все, но вот отношение возрастной группы от 13 до 18 к нему разное:
— Есть такие ребята, которым всегда хочется подраться, нужен только повод, — объясняет Данила, собирающийся в 8-й класс. — Сейчас у них актуален повод бить за одежду. И если не хочешь связываться, список «запрещенных» фирм есть в Интернете. Я просто распечатал его и попросил родителей мне вещи этих брендов не покупать. Им же легче, фирмы эти довольно дорогие. А почему именно за них, я даже не пытался разобраться.
— Я боксом занимаюсь, — говорит Антон, идущий в выпускной класс. — Мне наплевать на все эти придуманные «дресс-кодексы», но я считаю себя вправе носить то, что хочу. А эти уроды с какой-то стати присвоили себе самые удобные молодежные бренды. Ко мне регулярно они пристают со своим: «Поясни за шмот!» — но как видят, что я готов драться, тут же сливаются.
— А «эти уроды» — это кто?
— Ну, изначально это была околофутбольная тема. Что определенные марки одежды могут носить только те, кто «стоит», то есть болеет, за определенную футбольную команду. Это родилось среди фанатов, чтобы отличать друг друга в толпе. Потом переехало к «оффникам» — это те, которые тусят в околофутбольной сфере. Но потом тему подхватили все кому не лень. Они не только не фанаты, они в футболе-то ничего не понимают. Услышали звон и давай приставать к людям на улицах. Но на деле они трусливые, пристают только если их набирается толпа. Поэтому я их и не боюсь.
Список «запрещенки» к ношению в соцсетях действительно есть. Это одежда, обувь и аксессуары (рюкзаки, кепки и пр.) определенных марок, названных поименно. Все это совершенно нормальные, необходимые для тинейджера вещи, отвечающие сегодняшней молодежной моде — разве что не очень бюджетные. Зато качественные. Обидно, наверное, не иметь возможности их надевать, если даже родители готовы их тебе купить?!
— В школу я все это надеваю, — поясняет Никита, идущий в 10-й класс престижной московской школы. — У нас ребята нормальные. Но если мне, к примеру, после школы в центр нужно сгонять, то я лучше на запрещенную майку ветровку накину или вовсе переодену ее от греха подальше. У меня в Медведкове друг по летнему лагерю живет, так у меня специальная форма для поездок к нему есть. Там у него на районе как раз собираются оффники. Не успеешь выйти из метро, как они уже лезут за пояснением за шмот! Вообще места, где собираются оффники, всем известны. Не хочешь нарываться, просто не ходи туда.
На периферии все еще проще: дорого одет — получи в глаз.
В Липецке, к примеру, можно схлопотать за стиль «милитари», подвернутые джинсы и камуфляжную расцветку. Причем в рабочих кварталах лупят по принципу «а чо так дорого вырядился?!».
— У нас как, — объясняет мне подростковый «авторитет» 16 лет из Липецка. — Если хочешь в авторитете оставаться среди своих, надо время от времени участвовать в махачах (махач — драка, подростковый сленг). Чтобы движ был (движ, или движуха, — активность, движение, разнообразие). А если ты на замесы не ходишь, ну, значит, дома с мамкой сиди. Лично мы на своем районе мажориков бьем, если они к нам заруливают. Ну, тех, кому родичи самый дорогой шмот покупают. Иногда конфискуем в свою пользу, иногда просто погоняем по двору и отпускаем. Но ни один толком отпор не смог дать! Как они Родину-то будут защищать, если что?! Мы будем их мутузить, пока не уедут в Америку свою!
— За американский шмот по-любому били и бить будем! — выступает юный патриот из города Волгоградской области. — Нефиг вражьи шмотки таскать и деньги им за это платить!
А в Пензе агрессивные подростки даже придумали своему движению название и завели для него отдельную страничку в соцсетях. Там они выкладывают фото школьников с указанием личной информации (телефон, адрес, номер школы) и призывают «соратников» учинить над ними расправу за «преступление против моды».
Фото «преступников» берут там же, в соцсетях, или фотографируют знакомых по двору, по школе, среди знакомых. Как и в прочих злых играх в Интернете, в гонении «за шмот» побеждает тот, кто нашел и вывесил на суд больше всего жертв. Тем опаснее становится онлайн-версия этого явления: выходит, что ни один подросток не застрахован от того, что в погоне за авторитетом его не выловят на просторах Сети и не вывесят на виртуальный «позорный столб» своего движения. И ладно еще вывесят, но в небольшом городе будут еще и узнавать, и издеваться не только виртуально, но и реально!
На страничке движения, имеются призывы к пользователям «найти и обезвредить» тех, кто «безо всякого на то права» носит определенную одежду (перечислены бренды и наименования). Ниже победы и достижения участников группы: например, сообщение, что там-то (указание улицы) наглого нарушителя полностью раздели и покрасили черной и красной краской.
— Они устроили что-то вроде патруля и бороздят по улицам со своим «поясни за шмот», — рассказывает десятиклассник из Пензы. — Подойти могут к любому, чья одежда им не нравится или, наоборот, нравится и они хотят отнять ее для себя. То есть любая, которая бросается им в глаза, — слишком яркая, слишком модная, слишком дорогая. Я вообще считаю, что «дресс-кодекс» — это лишь повод придраться, чтобы снять с кого-то модную майку, кроссовки, штаны и взять себе. Эти хулиганы сами себе ничего купить не могут, а их родители все пропивают.
— А есть какой-то правильный ответ на это «поясни за шмот»? Чтобы отстали?
— Если уже подошли, то верного ответа нет — все равно будут бить. «Поясни за шмот» — сигнал к драке. Мой папа говорит, что в его молодости таким сигналом было: «Дай закурить!» Если уже подвалили с этим вопросом, то дай им закурить или не дай, но бить все равно будут. «Поясни за шмот» — из той же серии. Просто предлог поиздеваться над человеком, унизить его и отобрать модные вещи.
— Ко мне двое пристали на автобусной остановке, — рассказал Дима, 15 лет. — Я был в камуфляжных штанах, купил их в туристическом магазине. Они такие: «Чо в камуфляже, поясни?» Ну, я их взял и послал. Один рассвирепел и полез на меня, второй, правда, стал его удерживать и предлагать разобраться со мной вечером на пустыре. Побоялся, что разгар дня, люди кругом. В этот момент подъехал автобус, и я в него прыгнул…
Помимо непосредственно агрессоров и их жертв в явлении «поясни за шмот» есть и добровольные жертвы. Они тоже жаждут выплеснуть агрессию, но воспитание не позволяет им нападать первыми, равно как и нападать толпой на одного, — именно этим отличается хулиганский «модный патруль». «Добровольные жертвы» нарочно надевают «запрещенку» и бродят в ней по улицам, провоцируя хулиганов. И если те начинают первыми, с удовольствием вступают в драку.
Правоохранительные органы нескольких российских городов сообщают, что хулиганы унижают и избивают местных жителей, порой раздевая их догола прямо на улице. При этом выражают надежду, что с наступлением школьного года подростки перестанут болтаться весь день по городу и безобразия прекратятся.
Возможно, но явно не все. «Право носить одежду военной тематики надо заслужить, надо быть сильным, смелым и мочить врагов! — написал мне в личку в соцсетях активный (в смысле шмота) гражданин из Саратова, 15 лет. — А у хлюпиков надо камуфляжный шмот отбирать!»
Родители пока разводят руками — одни вспоминают избиения за «бананы», «пирамиды» и «хаеры» из своей подростковой истории, другие уповают на школу и полицию. Некоторые взывают к общественности в соцсетях — как, например, эта мама из Херсона: «Уважаемые родители! Обращаюсь к вам как мать. Сегодня на смену «играм смерти» появилась новая опасность. Которая, к сожалению, может коснуться любой семьи. Сейчас любого из подростков могут поймать на улице и избить просто за определенную марку одежды. Среди подростков это называется «ПОЯСНИТЬ ЗА ШМОТ». Группировки радикальной молодежи просто нападают на подростков! Считаю своей обязанностью предупредить всех родителей...»
— Пик подростковой агрессии всегда приходится на август, — констатирует подростковый психолог Юлия Ланская. — За лето дети отдохнули, набрались сил, отвыкли от режима, в школу им подсознательно (а некоторым и сознательно) очень не хочется, вот они в оставшиеся до «посадки за парту» дни и выпускают пар с особой интенсивностью. Кстати, девочки тоже проходят через период повышенной агрессии. Только у них это выражается не в уличных драках, а в интригах и бойкотах по отношению друг к другу, также часто они сопровождают мальчиков на уличные «разборки». А явление «поясни за шмот» — для подростка хороший повод заняться спортом и стать более уверенным в себе. В подростковой среде всегда важно условно поделиться на сильных и слабых, а одежда здесь лишь предлог.