ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Янв. 15, 2024

Чудище о пяти головах

Рейтинг: 0

Автор: Владислав Гринкевич. Профиль

Минувший год порадовал нас хорошей экономической статистикой: российская экономика выросла на 3,5%, промышленное производство – почти на 4%. Увы, в 2024-м повторить достижения не удастся. Целый ряд факторов, способствовавших росту в прошлом году, перестанет действовать. Напротив, перед нашим хозяйством встанут многие отложенные проблемы: риски высокой инфляции и ослабления рубля, дефицит рабочей силы, износ коммунальной техносферы. В качестве вишенки на торте – под угрозой может оказаться судьба картеля ОПЕК+.

Ожидаемое замедление

Прогнозы на год весьма сдержанные: российские власти, отечественные и зарубежные эксперты и институты – все ждут замедления экономического роста. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2024-й и на плановый период 2025–2026 годов от Минэкономразвития, прирост российского ВВП в этом году при базовом сценарии составит 2,3%, а при консервативном – 1,4%. Динамика промпроизводства будет соответственно от плюс 2,6% до минус 1%, инфляция – от 4,5% до 5,4% при среднегодовом курсе рубля от 90,1 руб. до 95,7 за $1.

Декабрьский макроэкономический опрос Банка России обещает рост ВВП на 1,3%, хотя октябрьский прогноз давал 1,5%. Схожие оценки предлагают и международные институты: по оценке Всемирного банка, российская экономика в 2024 году замедлится до 1,3%, а в 2025-м – до 0,9%; Международный валютный фонд (МВФ) ожидает в 2024-м скромного прироста на 1,1%.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, топ-5 отраслей и секторов, которые внесут наибольший вклад в нашу экономику в наступившем году, – это обрабатывающие производства (13,4%), добыча полезных ископаемых (12,2%), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (11,9%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (9%), транспортировка и хранение (5,6%).

В замедлении экономического роста нет ничего удивительного. По словам главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева, высокие показатели во многом были обусловлены эффектом низкой базы: мы отыгрывали падение 2022 года. Низкой базы более нет, следовательно, темпы роста окажутся ниже.

Проявятся и другие факторы, которые могут негативно влиять на прирост ВВП. В частности, Центробанк обещает нам длительный период высоких ставок. По сути, регулятор снижением кредитного импульса пытается компенсировать так называемый бюджетный импульс, то есть эффект, оказываемый на потребление, а следовательно, и на рост цен бюджетными вливаниями. «Чем больше бюджетных денег приходит [в экономику], тем больше ЦБ вынужден через высокие ставки охлаждать спрос, снижать кредитную доступность, – объясняет Николаев. – А это прямо отражается на активности субъектов экономики». Уже в конце прошлого года мы увидели падение спроса на некоторых рынках, например, на автомобильном.

Главным фактором прошлогоднего роста стал бюджетный импульс, то есть расходы государства. По оценке Минфина, в 2023-м этот импульс составил рекордные 5% ВВП. В текущем году бюджетные расходы должны вырасти еще на 22,3% – с 28,67 трлн до 35,06 трлн руб. Это очень много, однако ожидаемый рост ВВП по сравнению с прошлогодним замедлится примерно в два раза. Иными словами, эффект бюджетного стимула явно идет на убыль.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни