Украина надеется забрать себе более 400 млрд долл. заблокированных резервов России. А Владимир Зеленский подписал закон о национализации всего российского имущества на территории Украины. Киеву не впервой прикарманивать чужую собственность.
Про желание Киева получить заблокированные в Европе резервы Центробанка России на сумму 415 млрд долл. заявил в телеэфире первый замглавы минэкономики Украины Денис Кудин. Мол, украинские власти уже начали переговоры с правительствами европейских стран. «По сути, этой суммы практически достаточно для того, чтобы покрыть прямые единоразовые потери Украины. Мы рассчитываем, что в ближайшее время совместно с правительствами стран-партнёров мы найдём юридический механизм, с помощью которого эти деньги отойдут на дальнейшее восстановление украинской экономики», – сказал Кудин.
Легализовать откровенный грабёж ещё надо уметь. Впрочем, юридической стороной вопроса в Киеве давно особо не заморачиваются. Быстренько проголосовали в Раде, Зеленский подмахнул – и вроде как «изъятие российской собственности» уже дело правое. Составлением списков занимается кабмин. Конфисковывать будут движимое и недвижимое имущество, денежные средства, вклады в банках, ценные бумаги, корпоративные права и другие активы, принадлежащие РФ и её резидентам прямо или через аффилированных лиц.
Учитывая, что отношение в Киеве к бизнесу из РФ непростое уже лет 8, многие активы, которые украинские эксперты оценивают в 30 млрд долл. и любят называть российскими, давно сменили «гражданство». Кто-то ещё в 2016–2018 гг. формально переписал свои активы на нерезидентов Украины. Российский бизнес ушёл практически изо всех ключевых секторов экономики, оптовой и розничной торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса. Ушли российские банки. Последними этот корабль покидают бизнесмены Михаил Фридман и Пётр Авен, попавшие в санкционный список ЕС, – они передают свою долю в Альфа-банке согласованным с Нацбанком физическим и юридическим лицам – резидентам Украины.
И всё-таки ещё есть что национализировать. Например, пострадать может владелец компании VS Energy Евгений Гинер, владеющий долями в нескольких украинских энергосетях, а также сетью гостиниц «Премьер-отель». На Украине есть активы и у российского бизнесмена Константина Григоришина, которому принадлежит работающий в этой стране холдинг «Энергетический стандарт». Под конфискацию могут попасть украинские предприятия компаний «Евраз» (Evraz) и «Русал», в активе последнего – Николаевский глинозёмный завод и Запорожский алюминиевый завод. Национализировать могут мобильного оператора «Киевстар»: один из его бенефициаров – компания «Вымпелком», входящая в состав холдинга «Альфа-Групп».
Записано на СССР
Прикарманивать чужую собственность Киеву не впервой. Ещё в декабре Владимир Путин напомнил, что Украина до сих пор не вернула России активы бывшего СССР. «В 1993 г. мы взяли на себя обязательство погасить все долги бывшего Советского Союза, за все бывшие союзные республики, в расчёте на то, что нам эти республики передадут зарубежные активы бывшего СССР. Долги-то мы за всех погасили, но далеко не все выполнили вот это обязательство о передаче нам зарубежных активов. Например, Украина этого до сих пор не сделала», – рассказал президент России.
Тут надо вернуться на 30 лет назад и напомнить, что тогда были заключены договоры о долгах, активах и собственности бывшего Союза. «Активы и долги СССР поделили между республиками. Так, России досталось 60% и того, и другого. Украине – 16% и т. д. Актив – это и золотой запас, и здания посольств и консульств СССР за границей и т. д., – вспоминает советский и российский дипломат Николай Платошкин. – К слову, когда Украина выходила из состава СССР, она нам ни рубля не вернула из своего отделения Госбанка СССР».
В Москве предложили новым независимым государствам подписать соглашения о так называемом «нулевом варианте» – Россия сама платит весь внешний долг, но и заграничная недвижимость тоже достаётся ей. Все бывшие республики тогда с таким раскладом согласились. Кроме Украины – Верховная рада дважды, в 1997 и 2009 г., отказалась ратифицировать соглашение между Россией и Украиной о «нулевом варианте», и оно так и не вступило в силу.
Тем не менее Москва исправно единолично отдала весь долг. Но оформить на себя советскую недвижимость не смогла, т. к. не были урегулированы спорные вопросы с другими претендентами. «Я лично занимался этим вопросом в Берлине. Немцы нам сказали: принесите справки от всех 14 бывших республик СССР, что они не возражают против перевода зданий посольства в собственность России, – рассказывает Платошкин. – И со всеми бывшими республиками Россия подписала такие договоры. Кроме Украины и Грузии. Это было не во время их цветных революций, а задолго до того, в 1990-е. Мы написали президенту: раз они не отказываются от активов, не надо платить за них долг. Запад их заставил бы, не сомневайтесь. Но всё-таки заплатили, не получив взамен положенную собственность. Не поверите, но до сих пор очень много нашей заграничной недвижимости записано на СССР».
Фактически нас нельзя было оттуда выставить за дверь, но ни продать, ни хоть что-то сдать в аренду, чтобы покрыть расходы на недешёвое содержание, нельзя. По данным на начало 2015 г., в полные права собственника зарубежного советского имущества Россия не могла вступить как минимум в 35 странах мира. Этот процесс заблокирован Украиной в судебном порядке. «Из некоторых зданий нас выгнали, – говорит Платошкин. – Нам, впрочем, удалось вернуть наш культурный центр в Берлине – меня, собственно, и послали туда, чтобы я всю эту недвижимость спасал. Там были другие спорные вопросы».
Кстати, здание вернули благодаря СССР. При Ельцине чиновники умудрились внести культурный центр в акционерный капитал немецкого общества, и недвижимость потеряла дипстатус. Когда полиция пришла выселять прежних владельцев, им указали на дверь: мол, это здание не российское, а недвижимость СССР. Сделку признали недействительной.
Но, как мы знаем, когда за дело берутся не юристы, а политики, международное право уже не работает. По крайней мере, в США в 2017-м под эгидой очередных санкций у нас отобрали часть дипсобственности. А если говорить о правовой стороне дела, у нас точно нет проблем с признанием России правопреемницей имущества СССР в 5 странах – Болгарии, Венгрии, Исландии, Финляндии и Швеции. Там России удалось договориться с Украиной, уступив ей, несмотря на «нулевой вариант», часть недвижимости.
Право не работает?
Ещё в 2010 г. президент Украины Виктор Янукович вернулся к теме раздела заграничного имущества СССР и предложил поделить его между бывшими республиками. Тогда идея развития не получила, зато к ней с удовольствием вернулись после майдана в 2014 г.
Киев захотел получить 16,36% активов СССР в виде всё той же недвижимости и земли в 36 странах мира, 42 т золота, иных активов на 20 млрд долл., 8 млрд руб. и проч. Новый кабмин даже создавал специальную комиссию, Киев обещал «пойти до конца» в борьбе за свои «кровные», вплоть до обращения в международные суды. МИД РФ предложил для сначала возместить России 20 млрд долл., выплаченных по советским долгам (и это только кредиты Парижского клуба), а потом говорить о пересмотре «нулевого варианта». Тема была замята. Тем более что тогда ещё хотя бы делали вид, что на международное право плевать никто не будет, и коль скоро судебный вердикт, принятый под давлением Вашингтона, Брюсселя или Лондона, Москва всё равно не признает, то даже и рыпаться не стоит.
Сейчас ситуация кардинально изменилась, и в Киеве опять звучат призывы «вернуть своё и наказать Москву». Тем более что здания в Африке их не интересуют – с них навара никакого, одни убытки на содержание. А вот дорогая и ликвидная недвижимость в Англии, Франции или Дании – вполне. И если на откровенный грабёж активов ЦБ РФ, о котором мечтают в Киеве, Европа может и не решиться, то многомиллиардную недвижимость под соусом «советского наследства» она может Украине и подарить. Тем более что все советские долги русские им уже вернули.