Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин представил вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева первые общие предложения об идеях, которые будут закладываться в конструкцию готовящейся центром президентской стратегии на 2018-2024 годы. ЦСР предлагает выбирать между повышением налогового перераспределения в 2019 году до 34-35% ВВП и "бюджетной консолидацией" с расходами 31-32% ВВП. В наборе мер — административная реформа "с вовлеченностью лидера", увеличение пенсионного возраста с 2020 года, сокращение за 20 лет социальных и военных расходов в пользу образования и здравоохранения.
ЦСР завершил отбор ключевых мер и показателей долгосрочной стратегии развития РФ на 2018-2024 годы. Согласно плану центра, до конца декабря они должны быть представлены президенту, премьер-министру и основным участникам обсуждения. Процесс отбора, судя по всему, завершен — вчера глава ЦСР представил на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева первый пакет документов ЦСР, имеющих отношение к делу. На практике это означает, что первый этап подготовки в центре будущей президентской стратегии (определение главных ориентиров, целей и задач стратегии) с участием представителей правительства завершен. Презентация ЦСР есть в распоряжении "Ъ", из нее видны главные будущие предложения команды Алексея Кудрина по президентской стратегии на 2018-2024 годы и к будущей правительственной стратегии-2035, с которой она будет гармонизирована (см. "Ъ" от 27 декабря).
Главной целью президентской стратегии, разрабатываемой на площадке ЦСР, является, напомним, увеличение темпов роста ВВП РФ до 4,3% к 2024 году с сохранением их на уровне не ниже 3,7% до 2035 года. "Инерционные" оценки ЦСР (без реализации стратегии) предполагают торможение восстановительного роста ВВП — 2,4% к 2024 году и 1,7% в год к 2035 году. Основным инструментом вывода российской экономики на целевую траекторию в ЦСР видят повышение производительности труда — а альтернативой называют привлечение в экономику до 2019 года дополнительных (по отношению к прогнозным показателям Минэкономики) 4,5 млн человек рабочей силы и 40 трлн руб. инвестиций. Очевидно, что последнее следует рассматривать как ложную альтернативу. Сложно предположить, какого рода события в соседних странах могут привлечь в РФ такое число трудовых мигрантов и что из этого выйдет — но еще сложнее представить себе желание неизвестных инвесторов вкладывать в экономику России дополнительно по $18 млрд в месяц в следующие три года.
В оценках необходимого прироста производительности ЦСР ссылается на расчеты ИЭП им. Е. Т. Гайдара, по которым ее требуемое увеличение составит 50-60%, что сопоставимо с ростом показателя, накопленным в экономике России в 2000-2016 годах (52%). Для достижения такого результата она должна расти на 1,06% в 2018-2024 годах с ускорением до 2,4% в год на горизонте 2025-2035 годов, что позволит медленнее наращивать инвестиции: их доля к ВВП (18% ВВП в 2016 году) в целевом сценарии к 2024 году должна достичь 23% ВВП — разрыв с инерционным сценарием составит около 2 процентных пунктов. Состояние демографии также не способствует экономическому росту, и эта ситуация сохранится на ближайшие 15 лет, констатируют в ЦСР: к 2030 году численность трудоспособного населения снизится на 7 млн.
Часть проблем команда Алексея Кудрина предлагает решать безальтернативно — это рост численности экономически активного населения за счет увеличения пенсионного возраста с 2020 года. Рассматриваются два сценария: рост срока выхода на пенсию по полгода в год, до 63 лет в 2035 году, или по году в год, до 63 лет к 2028 году. В первом случае это позволит вернуть к 2035 году численность трудоспособного населения к уровню 90 млн человек (максимум, достигнутый в 2006 году), во втором — к 88 млн человек к тому же сроку.
Вторая часть — новая попытка поворота к высокотехнологичной экономике как способ роста производительности труда. Концепция долгосрочного развития (она же "Стратегия-2020") правительства 2008 года не выполнена — расходы на НИОКР почти не выросли, доля инновационных промпредприятий увеличилась с 8,5% до 10% к 2014 году вместо планировавшихся 40-50%. Предлагаемая экспертами ЦСР целевая структура роста производительности сильно отличается от ранее предполагавшихся.
Команда Кудрина предлагает наращивать ее в первую очередь в IT и связи (потенциальный вклад в рост общей производительности — 30 п. п.), финансовых и бизнес-услугах (9 п. п.), логистике (7 п. п.) и строительстве (6 п. п.). Потенциал роста производительности в обработке много ниже (2 п. п.) — напомним, практически все правительственные концепции строятся на идее роста производительности именно в обработке, и это крупнейший потенциальный конфликт ЦСР с правительством.
Меры в области бюджетной политики от команды ЦСР рассчитаны исходя из двух вариантов политики. Первая, "маневр 34",— увеличение налогового перераспределения через рост ставок налогов в 2019 году с плавным снижением доли расходов консолидированной бюджетной системы к 2030 году на уровне 34% ВВП (сейчас 37,3%). Вторая, "маневр 32",— это сохранение ставок налогов на нынешнем уровне, жесткая бюджетная консолидация и снижение всех госрасходов к 2025 году до 32% ВВП. В варианте с ростом налогов до 2035 года главные объекты увеличения госрасходов — здравоохранение (плюс 1,4 п. п. в общих расходах) образование (плюс 0,8 п. п.) и экология (плюс 0,2 п. п.), главные объекты сокращения — социальная политика (за счет роста пенсионного возраста, минус 1,4 п. п.), национальная оборона (минус 1 п. п.), нацбезопасность (минус 1 п. п.), ЖКХ (минус 0,4 п. п.), а также общеэкономические вопросы (минус 0,6 п. п.). В варианте с бюджетной консолидацией (по цифрам совпадающей с расчетами Минфина до 2020 года) более жестко режется статья "национальная экономика" — на 1,6 п. п. против 0,4 п. п. в варианте с ростом налогов, и мягче — силовые блоки. Дилемма, предложенная ЦСР, выглядит так: "если мы хотим поддерживать промышленность, то неизбежно придется повышать налоги".
Еще одна сейчас не ожидаемая реформа, предлагаемая ЦСР,— запуск в России "новой научной и промышленной революции". Она предполагает новый раунд реформ в науке (РАН, ФАНО, РНФ), реинжиниринг институтов развития, в целом новую попытку научно-инновационного рывка. Наконец, важная составляющая происходящего — административная реформа. По мнению экспертов ЦСР, в обществе уже сейчас сложилось понимание, что без значимых структурных реформ не будет роста доходов, а об архаичности системы госуправления есть общественный консенсус — эта реформа будет иметь общественную поддержку. Кроме того, важна личная "вовлеченность лидера" в эти реформы (видимо, имеется в виду Владимир Путин), требуются знаковые кадровые назначения, "создание ощущения неизбежности и правильности изменений" и "наличие быстрых побед". ЦСР, видимо, также будет предлагать одной из идеологем реформы снижение уровня социального расслоения, вернее, расслоения доходного.
Оставить все как есть рискованно: в презентации Алексея Кудрина обозначены риски инерционного развития — по мнению ЦСР, любой внешний шок с 2017 года в этом сценарии приведет к снижению уровня жизни населения, сократится доля РФ в мировой экономике. В качестве такого шока ЦСР видит или остановку китайского роста, или новый спад цен на нефть.
Отметим, пока разработка Алексея Кудрина не выглядит абсолютно неприемлемой во властных структурах ни для действующего финансово-экономического, ни для социального блока в правительстве, несмотря на то что возражения со стороны последнего достаточно предсказуемы. Потенциальные оппоненты ЦСР — лоббисты обрабатывающей промышленности и ВПК. По сути, обозначая цели так, Алексей Кудрин и его команда предлагают сформировать альянс "финансистов" и соцблока на основе компромисса по пенсионному возрасту и здравоохранению — это предложение напоминает, что неудивительно, курс начала президентства Дмитрия Медведева в 2008-2010 годах с акцентом на "инновационную экономику" и нацпроекты, в том числе медицинский. Отметим, уход Алексея Кудрина из правительства в 2011 году был вызван несогласием с ростом военных расходов.
Содержательная реакция на презентацию ЦСР в Белом доме неизвестна. По плану ЦСР, до окончания работы над проектом осталось два этапа: взаимоувязка, уточнение и согласование мер с будущими исполнителями (министерствами и ведомствами), выяснение разногласий и их урегулирование на уровне премьер-министра до конца февраля — и разработка ключевых инструментов и дорожных карт по реализации стратегии, которая должна закончиться в апреле 2017 года.