Среди стран с переходной экономикой Россия является одной из самых урбанизированных: доля сельских жителей составляет 26%. Эксперты полагают: нынешней кризисной тенденцией может стать кардинальное изменение урбанистических предпочтений нынешних горожан. Можно ожидать, что типичное представление о деревнях и селах «да чего здесь ловить» трансформируется в понимание новых перспектив. Тенденция может переродиться в осознанное, а не вынужденное движение экономически активных групп населения – как предпринимателей, так и наемных работников – в сельскую местность для формирования там новых индустриально-аграрных поселений в различных форматах
Именно Северо-Запад и может стать регионом «новой волны» миграции из городов в село. Этому способствуют относительно развитая транспортная инфраструктура и неплохой потенциал сельского хозяйства в регионах СЗФО. Социологи уже сегодня отмечают набирающую обороты тенденцию «обратной миграции»: горожане «в первом поколении» возвращаются на малую родину и без особых проблем осваиваются там – если, конечно, местные власти идут им навстречу.
Как отмечается в исследовании Василия Звягинцева и Марии Неуважаевой «Переселенцы из города в сельскую местность: феномен «обратной миграции» в современной России», речь здесь не идет о прилегающих к мегаполисам деревнях или дачах, куда люди приезжают на выходные, а именно об осмысленном решении жить и работать в сельской местности.
Согласно проведенному исследованию, горожан могут «выталкивать» в село как высокие «входные фильтры» в городе –цены на недвижимость, трудности с поиском работы, высокая плата за жилищно-коммунальные услуги и т.п., так и аргументы позитивного характера. Так, более всего притягательны программы поддержки переселенцев (например, выдача участка земли, субсидии на строительство дома) или новая перспективная работа в селе. Таким образом, миграционный поток делится на три группы: «программные» переселенцы (обычно программы состоят в выдаче субсидий, подъемных средств или льготного кредитования на покупку жилья, земли, техники, скота), «беглецы» (которые, по формулировке авторов исследования, живут «не своей жизнью, а жизнью, навязанной обществом») и «искатели качественной жизни» (а это экологически чистые продукты, «свое молочко», «жизнь на земле»).
«В Великобритании, – отмечают авторы, – бывшие горожане объясняют свой выбор качеством социальной среды в сельской местности, тишиной, спокойствием, менее криминальной обстановкой. Голландские переселенцы ценят физические качества окружающей среды и сельского ландшафта, поэтому для привлечения горожан на постоянное место жительства в сельскую местность голландские политики и архитекторы делают акцент на ландшафте, создают возможности заниматься садоводством. У граждан Ирландии другие предпочтения: они обращают больше внимания на состояние социальной инфраструктуры (больницы, детские сады, школы), а также безопасность».
По мнению директора ЗАО «Гатчинское» Александра Лебедева, в переезде в сельскую местность и работе в сельскохозяйственном комплексе привлекателен прежде всего не сам процесс, а результат работы. «Шесть лет назад моя жизнь повернулась на 180 градусов, – говорит Александр Лебедев. – Все это было очень сложно, сомневаюсь, что я смог бы заново пройти этот путь. Да, работать очень тяжело. Но зато есть другое – удовлетворение от своего труда, когда ты своими руками выращиваешь продукты, можешь их попробовать, видишь результат своей деятельности, опять же большое значение играет нормированный рабочий день, даже общение с животными».
К подобным моральным бонусам ученые относят и сплоченность семьи после переезда, отсутствие стрессов, экологичность, перемену мировоззрения, осознание жизненных ценностей, размеренность жизни.
Новейшая история знает и другие успешные примеры «возвращения к земле». Мастер первоклассного уровня по изготовлению струнно-смычковых инструментов и хранитель Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России Михаил Горонок решил отойти от дел и уехал жить на природу. Сейчас его перепелиная ферма «Приручейная долина» – одно из лучших фермерских хозяйств в Ленинградской области (по крайней мере, в своем направлении). «Я не боюсь перемен!» – уверяет Михаил Горонок, который начал дело с инкубатора на 60 яиц, а теперь имеет специализированный перепелятник на 10 тыс. птиц с системой вентиляции, термического контроля, с оборудованием для обеззараживания птичьего помета и с технологией переработки мяса.
Еще пример, и весьма внушительный: в свое время вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачев после ухода из регионального правительства заявил о своем желании переехать в село и лично заняться агротуристическим бизнесом. Сегодня у него две действующие базы отдыха в Выборгском и Приозерском районах Ленобласти («Илоранта» и «Самая Ладога»), кроме того, он владеет участком в Выборгском районе площадью 11 га – на нем планируется создание фермерского хозяйства, в котором туристы могли бы приобщиться к работам, и контактный зоопарк. Уже придуман нетривиальный бренд для птицеводческой продукции будущей фермы – «Веселые яйца».
Двигатели прогресса
Многие исследователи подчеркивают, что переселенцы выполняют роль реформаторов села, поскольку они приехали «всерьез и надолго» и (в отличие от старожилов) не намерены мириться с неудобствами сельской жизни. Благодаря обратной миграции растет и несельскохозяйственная занятость на селе – развиваются финансовые и рекреационные услуги, создается коммуникационная и транспортная инфраструктура. Высокообразованные специалисты из города повышают уровень образования и здравоохранения, улучшая социальную сферу села. Городской опыт и привезенный капитал помогают бывшим горожанам видеть реальные потребности сельчан и инициировать изменения, тогда как сами сельчане предпочитают по привычке смириться с проблемой. В этом случае они действительно являются драйверами развития, объединяя вокруг себя сельское сообщество: ведь чтобы наладить фермерское хозяйство, проложить дорогу или же провести Интернет, переселенцы неизбежно должны (по меткому выражению исследователей) «вступать в отношения» с сельскими жителями.
Но не стоит забывать и о внешнем стимулировании населения к переезду. Намерения людей переехать в сельскую местность существенно зависят от создания благоприятных условий труда и жизни в селе. «Так, оценивая нынешнюю ситуацию, 70% горожан не рассматривают возможности переезда, однако при создании благоприятных условий в селе доля убежденных горожан уже сокращается до 50%, – пишут авторы исследования. – Важно отметить, что условия труда и жизни на селе мало влияют на желание мигрировать тех горожан, которые не связывают переезд с работой в сельском хозяйстве (17 и 14% соответственно). А вот для тех, кто думает о трудоустройстве в аграрном производстве, условия труда и жизни в сельской местности играют существенную роль, повышая долю желающих мигрировать в село с 13 до 32%».
Команда на подъем
Роль государства в развитии села крайне важна, и госчиновники тоже это понимают. Поэтому «обратная миграция» легко и логично вписывается в большинство программ поддержки агропрома. В Ленинградской области на реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм из федерального и областного бюджетов фермерам за период 2012-2014 годов было направлено 377 млн рублей. По ведомственной целевой программе «Начинающий фермер» можно получить грант на создание фермерского хозяйства в 1,5 млн рублей и дополнительную помощь в бытовом обустройстве фермы – 250 тыс. рублей. К видам деятельности начинающих фермеров отнесены производство картофеля и овощей, ягод (клубника, малина, голубика, садовая земляника), топинамбура, грибов, продукции защищенного грунта (зелени, цветочной продукции, рассады), разведение крупного рогатого скота, овце-, козоводство, кролиководство, производство яиц и мяса птицы (индейка, гуси, утки), пчеловодство и также коневодство.
По программе «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области» молодые семьи и молодые специалисты, выразившие желание постоянно жить и работать в сельской местности, могут получить до 70% компенсации затрат на строительство или покупку жилья. По линии Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области молодежь может получить субсидию на открытие бизнеса в размере до 80% затрат, но не более 300 тыс. рублей. Как комментирует и.о. директора государственного предприятия «Агентство сельскохозяйственного консультирования Ленинградской области» Михаил Шконда, по программе «Начинающий фермер» уже создано порядка 80-90 новых хозяйств с нуля, которые успешно функционируют. «Переехать в область абсолютно реально и возможно, другое дело, что человек готов для этого сделать», – считает Михаил Шконда. Председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственому комплексу Сергей Яхнюк также делает ставку на поддержку начинающих фермеров: «Там, где мы видим, что у человека есть потенциал, что его проект будет развиваться, мы даем ему субсидию. По итогам прошлого года скажу, что наши оценки перспективности представленных проектов оказались верными: 90% тех, кто получил субсидии в 2013-м, реализуют свои проекты на практике. Надо обязательно дать человеку шанс попробовать свои силы в организации собственного хозяйства».
Можно рассчитывать, что такие точечные хозяйства станут примером для реализации более масштабных форм поселений для индустрии сельского хозяйства. Согласно исследованию «Переселенцы из города в сельскую местность: феномен «обратной миграции» в современной России», потенциал обратной миграции довольно велик: при существенных инвестициях в условия труда и жизни на селе число переселенцев может достигнуть 25 млн человек. Список условий переезда выглядит так: подготовленное рабочее место, зарплата не ниже городского уровня, подъемные пособия, компенсация расходов на переезд, модернизация сельскохозяйственного производства, льготное налогообложение, льготные условия покупки или аренды жилья, централизованное водо-, газо-, электроснабжение, магазины, образовательные и здравоохранительные учреждения, дороги, бесперебойное сообщение с городом, доступ к Интернету. «В принципе, некритично», – замечают авторы исследования.
Не без проблем
Впрочем, производители, успешно перебравшиеся в Ленинградскую область, свидетельствуют: в сельскую местность, в ее настоящем виде, все же довольно трудно будет заманить широкие слои населения. «В деревню образца 30-х годов никто не поедет. Нужно провести дороги, продумать газификацию. И когда эти проблемы будут решены, возможно, народ передумает», – считает президент группы компаний «Пулковский» Иван Кара.
Есть и другие мнения, более оптимистичные. Как уверяют авторы исследования, сельское хозяйство, применительно к которому «наше воображение рисует плачевную картину», уже давно технологически ушло вперед. Фермерам не придется ездить на ржавых тракторах и руками доить корову – «новое село» уже мало отличается от высокотехнологичных автоматизированных заводов. Это касается как возможности работы «переселенцев» на больших индустриальных предприятиях, так и на своих фермерских хозяйствах. Да и оторванность села от города уже не кажется такой катастрофичной. Интернет присутствует в большинстве территорий области, новый сельский житель всегда может удовлетворить культурный голод в большом, находящемся в двух часах езды городе с множеством театров и музеев – были бы дороги и желание.
Однако есть и объективные препятствия. В своем анализе эксперты указывают ряд проблем, которые необходимо решить для развития новой модели деятельности аграриев. «Развитию сельского хозяйства и фермерству мешает неразвитая логистическая инфраструктура, дефицит холодильных складов, нехватка распределительных центров, обеспечивающих попадание сельхозпродукции с полей на прилавки розничных сетей и городских магазинов, слабая или отсутствующая кооперация фермеров в продвижении своей продукции, – сетует генеральный директор ИК «Грифон-Эксперт» Александр Петренко. – Трудности в переориентировании торговых сетей на отечественную сельхозпродукцию в настоящее время упираются именно в неразвитую логистику – доставка овощей или мяса из Ленинградской области подчас обходится дороже, чем из той же Европы».
Проблемой фермерства в России выступает также и неумение показать себя и свой бренд. Большинство сельхозпредприятий в регионе не имеют сайта в Интернете, маркетинговой программы или хотя бы узнаваемого названия. «Я бы отметил еще, казалось бы, такую незначительную вещь, как крайне низкую маркетинговую грамотность фермеров, – говорит Александр Петренко. – Полученные деньги от государства еще надо умело потратить, а не зарыть в землю в прямом и переносном смысле. В своей деятельности надо ориентироваться на спрос, ведь главное – это сбыт. Можно говорить о важности такого условия выдачи кредитов на селе, как посещение обучающих семинаров и курсов по маркетингу. Получил кредит – прослушай курс лекций о маркетинге, сбыте, продвижении, брендинге, эффективной логистике, ну и так далее».
Зато если поднять этот пласт проблем, новые аграрии получат огромную нишу для сбыта своей продукции, особенно теперь, в условиях продуктовых санкций. Как полагает специалист ФБГНУ «Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства» (СЗНИЭСХ) Юлия Никулина, в настоящее время в сельском хозяйстве «происходит концентрация и локализация производства, инновационные технологии автоматизированного кормления и доения (роботы-дояры), информационные технологии управления стадом позволяют эффективно производить молоко на удаленных животноводческих объектах (фермах)».
«В целом предоставление возможностей городскому населению создавать и развивать фермерские хозяйства – комплексная задача, которая может быть решена как через стимулирование фермеров (в Ленинградской области успешно реализуются программы поддержки семейных животноводческих фермерских хозяйств и начинающих фермеров), так и через создание и поддержание инфраструктуры. В том числе путем дополнительной поддержки сельхозтоваропроизводителей на освоение технологий, позволяющих обеспечить не только экономический эффект, но и сохранение и развитие сельских территорий», – добавляет Юлия Никулина.
Тем не менее, в агросекторе есть реальная опасность развития гигантомании. «Проблема развития сельских территорий обостряется в связи с тем, что существующие и новые формы поддержки АПК из федерального бюджета, в том числе недавно принятое так называемое проектное финансирование, все в большей степени становятся доступны только сверхкрупным производителям, что ведет к локализации производства на отдельных территориях, обеспечивает рост валовой продукции. Однако это противоречит задачам равномерного развития сельских территорий», – замечает руководитель отдела экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства СЗНИЭСХ Владимир Суровцев.
Но так ли уж это плохо – гигантомания? Эксперты так или иначе сходятся в одном: потенциал фермерской сельскохозяйственной модели велик, но этот путь для России не единственный. Да, сегодня насчитывается 223 тыс. фермерских хозяйств, и этого недостаточно в масштабах страны (для сравнения, в Германии сельское хозяйство более чем на 90% состоит из семейных ферм, но достаточно крупных: их число – 300 тыс., а в Финляндии аграрный сектор практически на все 100% фермерский). И, тем не менее, в условиях рискованного земледелия и почти полного отсутствия хуторских традиций (как в Финляндии) путь индустриализации сельского хозяйства по «совхозной» модели по-прежнему выглядит логичным.
Смена образа
Есть и еще один аспект проблемы. Пока в нашем обществе преобладает весьма непопулярный образ агрария. Мало кто из молодого поколения готов учиться на агрономов, зоотехников, трактористов или доярок (зачастую это приходится делать уже в зрелом возрасте). Неправильно выстроенная в этом отношении идеология и политика государства, согласно которой жизнь вне мегаполиса по-прежнему неперспективна и безнадежна, отрицательно сказывается на сельском хозяйстве.
А ведь именно эта отрасль экономики отчаянно нуждается в кадрах. Как отмечает генеральный директор ООО «Идаванг-Агро» Татьяна Шарыгина, население неохотно идет работать на предприятия сельскохозяйственного назначения. «Поэтому, – говорит она, – мы со своими кадрами много работаем, так как понимаем: если не привлечем молодежь, не сможем развиваться. Мы учим своих сотрудников, мотивируем, всегда выбираем лучшего работника месяца, премируем, отмечаем праздники».
Отдельного внимания заслужило у производителей и современное сельхозобразование, идущее вразрез с современными реалиями производства, начиная от морально устаревших знаний, заканчивая организованной у студентов практикой. Ежегодно выпуск молодых специалистов-аграриев составляет порядка 2,5 тыс. (2585) человек. Соответственно, если граждане и дошли до профильного вуза, не факт что после его окончания выпускники «дойдут» до агрофирмы, а если и «дойдут», то производителю придется заново обучать новоявленного специалиста. В то время как именно образование и просвещение выступают ключевыми факторами возрождения «нового села». Как комментирует заместитель председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Екатерина Пшенникова, предложение и спрос на молодых специалистов – часть общего сельского рынка труда. «Создать условия для благополучного возвращения молодежи на село – наша главная задача», – уверена Екатерина Пшенникова.
В свою очередь, производители отмечают колоссальные перспективы для развития в этой сфере. Как указывают Мария Неуважаева и Василий Звягинцев, материальное положение большинства респондентов исследования после переезда в деревню, по их мнению, изменилось в лучшую сторону. Действительно, в процессе самоидентификации почти все респонденты отнесли себя к среднему классу. К тому самому среднему классу, которого так недостает современной России.