Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб. В таком случае иностранные автоконцерны встанут перед выбором — либо лишиться важной подпорки на хронически падающем авторынке РФ, либо оказаться под угрозой штрафов за работу в Крыму. В группе риска, например, Renault, Toyota и Ford.
Минпромторг намерен обязать автоконцерны открыть сервисные центры в каждом регионе страны, рассказали "Ъ" источники на рынке. По их словам, никаких документов пока нет и механизмы реализации идеи неясны.
В Минпромторге подтвердили, что потребовали от производителей и импортеров "обеспечить полноценный доступ к гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей во всех регионах РФ". "К сожалению, даже сегодня в некоторых регионах, где потребители сотнями покупают и регистрируют новые автомобили какого-то бренда, они могут оказаться с машиной "один на один"",— пояснили в министерстве. Без официального обслуживания покупатели вынуждены переплачивать цепочкам посредников, утверждают в Минпромторге, приводя в пример "как новые субъекты федерации — Севастополь, Крым", так и, например, Калининградскую область.
При этом в министерстве отмечают, что рассматривают наличие официального обслуживания машин в регионах как один из критериев доступа компаний к господдержке в 2017 году. Среди иностранных концернов, которые получают госсубсидии и не присутствуют в Крыму официально, в частности, Renault, Toyota, Ford. С другой стороны, китайцы, чьи дилерские центры давно закрепились в Крыму, все еще не допущены в программу льготного автокредитования. В ФАС сообщили "Ъ", что не поддерживают идею принудительного открытия сервисных центров, в Минэкономики информация об инициативе пока не поступала. В Ассоциации европейского бизнеса пообещали прокомментировать ситуацию, когда выйдет официальный документ. В компаниях планы Минпромторга обсуждать отказались.
После присоединения Крыма к РФ украинские автодилеры покинули полуостров. Большинство иностранных брендов стали поставлять в регион машины через дилеров в Краснодарском крае, но не создавали в Крыму официальную дилерскую сеть из-за риска санкций. Официально на полуострове сегодня представлены российские Lada, УАЗ, группа ГАЗ, европейские PSA Peugeot Citroen, VW Group, корейские Hyundai и Kia, китайские Lifan, Chery, Geely, а также японский Nissan. Часть импортеров работают через субдилерство из Краснодара или Новороссийска, отмечает источник "Ъ", но есть и те, кто вообще не представлен в регионе, например Lexus или Jaguar Land Rover. Собеседник "Ъ" объясняет это "возможными санкциями для компаний со стороны США или ограничений на американском рынке". Один из дилеров в Крыму рассказал "Ъ", что машины закупаются "на материке", официального сервиса на полуострове нет, техобслуживание идет на дилерских СТО в Краснодарском крае.
Управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнеры" Максим Кульков сообщил "Ъ", что в случае, если компании из стран, которые ввели против РФ санкции, официально откроют сервисные центры в Крыму, они могут понести административную или уголовную ответственность: крупные штрафы в пределах $1 млн, заключение топ-менеджмента в тюрьму. Сами компании могут попасть в черные списки правительств — например, отстранены от госконтрактов.
Источники "Ъ" в иностранных автоконцернах предсказуемо скептично относятся к идее Минпромторга. Один из них говорит, что компании заинтересованы в доступе потребителей к сервису и запчастям и осуществляют это в "наиболее эффективном формате", не имеет смысла открывать центры там, где они не будут окупаться.
Он рассуждает, что если бы рынок Крыма был привлекательным для компаний, которые сейчас там не работают официально, то они бы нашли лазейку. Источник "Ъ" среди дилеров также не поддерживает "директивное регулирование рынка государством": сейчас дилерская сеть "естественно неравномерна в зависимости от емкости региона и популярности моделей".
По данным "Автостата", парк легковых автомобилей в Крыму в 2013 году составлял 535 тыс. штук., объем рынка падал с 19 тыс. машин в 2007 году до 9 тыс. в 2013 году. В перспективе "Автостат" оценивает этот рынок в пределах 20 тыс. машин в год. Но актуальных данных нет, рассказывают собеседники "Ъ", технически система учета ПТС в регионе еще не налажена. В Калининградской области, по данным "Автостата", за январь--октябрь продано 4,7 тыс. легковых машин (0,4% от рынка РФ), лидеры продаж — Kia, Hyundai, Toyota, Volkswagen и Skoda.
Источник "Ъ" отмечает, что "неясна корреляция между наличием сервиса и дилеров в регионах и господдержкой": развитие дилерской сети и сервиса не имеет отношения к производству. Он недоволен тем, что наличие центров неожиданно может стать критерием для господдержки в 2017 году,— это "не вопрос одной недели: нужно объявить тендер, найти партнеров, оборудование, помещение, обучить персонал". Кроме того, неясно, что делать в регионах, где у бренда нет партнеров, желающих с ним работать, продолжает собеседник "Ъ". Так, он интересуется, "вынудят ли Mercedes открывать сервисные центры на Сахалине" (компания намерена заключить специнвестконракт под производство в Подмосковье и получать господдержку). Собеседник "Ъ" добавляет, что сейчас покупатели и так экономят, уходят в серые сервисы, но государство заставляет концерны открывать новые станции.