Две трети российских регионов оценили свои антикризисные расходы в 2022 году: это более ₽1 трлн с учетом выпадающих доходов. При этом регионы опасаются, что на эти программы им не хватит денег, передаваемых из федерального бюджета
По данным Счетной палаты, 54 российских региона провели оценку стоимости мер по борьбе с санкционным кризисом. Эти регионы оценили свои расходы, связанные с реализацией антикризисных мер, в 995 млрд руб. и еще почти в 70 млрд руб. — выпадающие доходы в связи с мерами по борьбе с кризисом. Об этом говорится в материалах Счетной палаты, опубликованных 31 августа.
«Принятые антикризисные меры в основном ориентированы на федеральные и дополнены с учетом региональных особенностей», — отмечают аудиторы.
поддержка малого бизнеса, включая налоговые льготы, отсрочку платежей по упрощенной системе налогообложения и земельному налогу, отсрочку или освобождение от арендной платы за участки в госсобственности, льготные кредиты для микро- и малых предприятий, предоставление грантов малым предпринимателям;
отраслевые меры, в том числе в промышленности: кредиты промышленным предприятиям на пополнение оборотных средств, снижение ставки налога на имущество, создание продовольственного резерва основных видов сельхозпродукции, внедрение дополнительных мер поддержки экспортеров, оперативный мониторинг логистических потоков;
стимулирование импортозамещения: разработка региональных программ финансовой поддержки импортозамещающей продукции, налоговые льготы для предприятий, ориентированных на импортозамещение, субсидии (гранты) на возмещение части затрат по модернизации и техническому перевооружению, содействие предприятиям в поисках новых поставщиков и контрагентов, льготная арендная плата на земельные участки, предоставленные под импортозамещающие проекты;
социальная поддержка, включая дополнительную поддержку российских семей с детьми и гуманитарную поддержку граждан, прибывших из ДНР и ЛНР.
Счетная палата приводит некоторые примеры антикризисных мероприятий в регионах: в Приморском крае предоставлены субсидии на компенсацию расходов по транспортировке товаров на экспорт, в Башкирии внедрен сервис «Агроэкспресс» по доставке поездами российских продуктов питания в Казахстан, в Тверской области Фонд развития промышленности утвердил программу займа «Импортозамещение» (10–25 млн руб. по ставке 1% годовых для субъектов малого бизнеса), в Ханты-Мансийском автономном округе предоставляют единовременную выплату в размере 5 тыс. руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка семьям со средним доходом не выше регионального прожиточного минимума.
Информация об оценочной стоимости реализуемых в регионах антисанкционных мер является предварительной и носит оперативный характер, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Город Москва в подсчете не участвовал. «Явных лидеров среди регионов не выявлено, результаты подсчета распределены более или менее равномерно среди всех регионов», — указали в пресс-службе. Более подробно указанный вопрос будет прорабатываться по итогам мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов за девять месяцев 2022 года.
Риски для антикризисных мер
Масштабного падения собственных доходов в регионах пока не произошло, в том числе за счет активности правительства экономика «получила определенное время на первичную адаптацию к санкциям и перестройку логистических цепочек», пишет Счетная палата. Однако на финансовых итогах полугодия сказывалось влияние платежей марта—апреля, исчисленных еще по результатам работы в 2021 году. В начале лета ситуация стала меняться: началось замедление роста доходов консолидированных бюджетов регионов. «С большой вероятностью показатели июня сигнализируют о начавшемся ухудшении динамики доходов бюджетов регионов», — полагают аудиторы.
В связи с этим регионы видят риски в реализации антикризисных мер, указано в материалах Счетной палаты:
им может понадобиться дополнительное финансирование из федерального центра (на 1 июля субъектам уже перечислены федеральные трансферты на 1,56 трлн руб. — на 12,4% больше, чем на ту же дату годом ранее);
выпадающие доходы могут оказаться больше;
заемщики — малые предприятия — могут не вернуть часть кредитов в связи с проблематичной ситуацией в экономике;
финансирование капитальных затрат по ряду объектов может быть приостановлено из-за оптимизации расходов регионов;
возможен рост напряженности на рынке труда;
возможны перебои в обеспечении государственных и муниципальных заказчиков товарами, работами, услугами (в том числе в рамках нацпроектов), расторжение заключенных контрактов по инициативе поставщиков.
Опережающий рост расходов на поддержку экономики
Согласно анализу Счетной палаты, в первом полугодии чуть более 20% суммарных расходов регионов исполнено по направлению «Национальная экономика» — рост на 29% к тому же периоду предыдущего года, до 1,65 трлн руб. Наибольший рост сложился в Тюменской области (в 2,5 раза), Хабаровском крае (в 2,2 раза), Мурманской области (в 2 раза), Рязанской (на 80%) и Липецкой (71%) областях.
Существенный рост расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» в большинстве регионов связан с мероприятиями, призванными предотвратить влияние ухудшения геополитической и экономической ситуации, такими как поддержка малого бизнеса, самозанятых граждан, докапитализация региональных фондов развития промышленности (Карелия, Чувашия, Приморье, Архангельская, Брянская, Курская, Нижегородская, Тульская области и т.д.).
В ряде регионов рост расходов на национальную экономику в большей мере обусловлен увеличением затрат в сфере дорожного хозяйства, указывает Счетная палата. В целом расходы регионов по разделу «Дорожное хозяйство» за полугодие составили 636 млрд руб., что почти на 20% выше, чем за тот же период годом ранее. Лидеры по приросту дорожных затрат — Хабаровский край (в 3,2 раза), Ямало-Ненецкий автономный округ (в 2,6 раза), Крым и Севастополь (в 2,4 раза), Еврейская автономная область (в 2,1 раза).
Поддержка переселенцев с Украины и из Донбасса
По разделу «Социальная политика», на который приходится 21% общих расходов регионов, наблюдается не такой сильный рост, как по экономическому направлению, — лишь на 6,2% (с учетом инфляции 15,9% было бы снижение этих расходов в реальном выражении). Аудиторы отмечают, что в ряде регионов (Камчатка, Ставрополье, Еврейская автономная область) на рост социальных расходов (плюс 2,4–5,9%) повлияло предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины.
В Калужской, Тульской и Челябинской областях проводилось финансовое обеспечение мероприятий по временному обустройству граждан Украины, ДНР и ЛНР, прибывших в Россию, в Республике Крым и Краснодарском крае — финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки указанных граждан. Как ранее сообщал РБК, во втором квартале 2022 года в Россию прибыли 507 тыс. граждан ДНР и ЛНР (соответственно, 214 тыс. и 293 тыс.), такую информацию впервые раскрыла Пограничная служба ФСБ.