ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 6, 2022

55 500 квадратных километров у моря

Рейтинг: 0

Автор: Алексей Щукин, Нурлан Гасымов, Петр Скоробогатый. Эксперт

О скорой интеграции с Россией территорий Херсонской и Запорожской областей Украины вместе с Луганской и Донецкой народными республиками говорят на таком высоком уровне, что дело кажется практически решенным. Эти земли уже посещают и патронируют лидеры «Единой России», сотрудники администрации президента, депутаты и сенаторы.

Вице-премьер Марат Хуснуллин анонсировал ремонт дорог и мостов, а также развитие агросектора: «У Херсона большая перспектива и достойное место в нашей российской семье». «Россия здесь навсегда. Никакого возврата в прошлое не будет», — заявил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак по прибытии в Херсон. Волноваху и Мариуполь посетил первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко — управление по внутренней политике теперь курирует республики Донбасса.

Особенно активны крымские политики: именно структуры главы полуострова Сергея Аксенова стали первопроходцами в вопросе экономической и политической коммуникации с Херсоном и Запорожьем еще до того, как намерения России здесь стали акцентированными.

Отсутствует лишь заявление первого лица, которое в любом случае перевесит все предыдущие. Впрочем, 25 мая Владимир Путин подписал указ об упрощении получения российского гражданства в Херсонской и Запорожской областях. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков неизменно подчеркивает, что решать судьбу своих земель должны жители Херсонской и Запорожской областей: такой шаг должен иметь «юридическое обоснование, быть абсолютно легитимным, как это было в случае с Крымом».

Вопрос о будущем этих территорий завязан в том числе на геополитические обстоятельства. Хотя патриарх американской политики Генри Киссинджер посоветовал Украине вернуться к мирным переговорам с Россией на ее условиях, то есть, по сути, согласиться с территориальными уступками, речь-то в изначальном варианте предложений Москвы шла лишь о признании независимости ЛДНР и отказе от претензий на Крым. Дополнение в виде Херсона и Запорожья кардинально усложнит переговоры.

Конечно, на старте СВО Владимир Путин предупреждал Украину о возможном масштабном процессе «декоммунизации», и с этой, исторической точки зрения территории юга страны безусловно не являются «украинскими». Но впоследствии на всех уровнях много раз было заявлено: Россия не стремится к «оккупации» Украины. Возможно, после переговоров в Турции и событий в Буче Кремль повысил ставки, реагируя на упрямство Владимира Зеленского. А после волеизъявления мирных жителей и гипотетического создания новых государственных образований на землях Северной Таврии термин «оккупация» будет неприменим.

Есть и вопросы безопасности. В разгар военных действий проводить референдум опасно: вероятны диверсии. На границе Херсонской и Николаевской областей идут сильные бои, украинцы сосредоточили здесь большие силы для возможного летнего контрнаступления. Сам Херсон и ряд территорий области постоянно обстреливаются. Та же ситуация в Запорожской области, разве что здесь большая часть земель и вовсе остается под контролем ВСУ, включая областной центр город Запорожье.

Лидеры военно-гражданских администраций (ВГА) уверяют, что уже 70% населения готовы проголосовать за вхождение в состав России (см. стр. 28). Оценивать будут и динамику запросов на российские паспорта. Пока очереди в пункты их оформления есть, но не поражающие воображения.

Люди по-прежнему дико боятся возвращения украинской армии и преследований за пророссийские взгляды. По всему Югу действуют диверсионно-разведывательные группы (ДРГ), уже произошло несколько терактов. Хотя в целом ситуация на удивление спокойная, поскольку внушительный десант «безопасников» четко отработал контртеррористические мероприятия (большой кавказский опыт).

Оценить настроения людей очень сложно. Старшее поколение традиционно занимает выжидательную, нейтральную позицию. Это вообще свойственно здешнему менталитету (см. стр. 26). В деревнях и селах заняты хозяйством и ждут помощи с любой стороны. Молодежь, воспитанная современной Украиной, резко антироссийская — но очень многие покинули регион либо планируют сделать это в ближайшее время (правда, опасаются призыва). При этом никто не хочет повторения трагедии Мариуполя и счастливы оставаться в стороне от СВО.

На стороне России может сработать исключительная уверенность, с которой проходит процесс интеграции данных территорий в российское экономическое и правовое пространство. По скорости нововведений эти события, скорее, напоминают «крымскую весну» 2014 года, а не мытарства Луганска и Донецка в последующие годы. Никто на юге Украины не хочет в «серую зону» по примеру ЛДНР, с развалом экономики и постоянными обстрелами ВСУ. Витрина модернизированного Крыма выглядит куда заманчивее.

Поэтому весьма показательно, что с первых же дней никто даже не заикается о перспективе строительства независимых Херсонской и Запорожской народных республик. Хотя периодически возникали идеи о воссоздании Таврической губернии вместе с Крымом либо Донецко-Криворожской советской республики (просуществовавшей лишь месяц в 1918 году). «Никаких ХНР и ЗНР, прямиком в Россию» — только такие лозунги звучали с мест. Правда, не с первых дней.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни