Вы тоже заметили, что ящик Пандоры уже открылся и фонтанирует рекламными предложениями о грядущих скидках? Рука так и тянется полистать ленту интернет-маркетов: а вдруг глянется какая-нибудь вещь по привлекательной цене?
- В дни массовых распродаж вся потребительская индустрия работает на то, чтобы человек не удержался и что-нибудь купил, - говорит клинический психолог Владимир Крупин. - «Черная пятница» так устроена, что цепляет даже тех, кто не страдает зависимостью от шопинга. Противостоять колоссальному напору, обещающему дикие скидки, очень тяжело.
В нынешнем году великий и ужасный праздник распродаж выпадает на 24 ноября. Официально акция «черная пятница» продлится три дня:
Старт: 23 ноября в 0.00 по Москве (ночь на пятницу).
Финиш: 26 ноября в 23.59 по Москве (ночь на понедельник).
Но многие магазины запустили свои акции заблаговременно: например, начали распродажи 11 ноября, во Всемирный день шопинга. И некоторые действительно дают хорошие скидки. А остальные только вид делают.
Как подойти к дню распродаж с умом, сэкономить на покупках и отличить настоящую акцию от липовой? Мы поговорили с экспертами и вывели пять правил.
Подготовьтесь заранее
До «черной пятницы» еще 10 дней. Хотя, если по-хорошему, начинать готовиться к дню распродаж нужно еще раньше.
- Хороший способ контролировать свои расходы, это всегда иметь wish-list (список желаний) и знать, сколько стоит нужная вещь на протяжении 2 - 3 месяцев. Например, я хочу новые наушники или телевизор, отслеживаю цены на них. И если вижу, что снижение в «черную пятницу» значительно, покупаю и получаю именно желанную покупку, - говорит Владимир Крупин.
В общем, если вы еще не начали отслеживать цены, прямо сейчас зайдите на сайты нескольких интернет-магазинов и выпишите стоимость интересующих вас товаров. И вернитесь туда 24 ноября. Стало дешевле - берите. Стало дороже - подождите: когда схлынет «чернопятничный» ажиотаж, цены, скорее всего, вернутся обратно.
Кстати, заранее лучше не только написать список нужных покупок, но и определиться, сколько денег вы можете позволить себе потратить. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно растранжиренные в скидочном угаре рубли.
Сравнивайте стоимость товаров в разных магазинах
Репутация у «черной пятницы» небезупречна. Еще несколько лет назад эта акция в основном напоминала дурной аттракцион. Когда в магазинах за месяц до дня распродаж поднимали стоимость ходовых товаров, а в нужный момент переписывали ценники, скинув накрученные проценты. Или просто в день икс меняли белый ценник на желтый, имитируя скидку.
Однако в последние годы продавцы стали меньше мухлевать, и «виной» тому расцвет интернет-торговли. Во Всемирной сети гораздо проще отличить реальный дисконт от мнимого.
- В онлайн-торговле сейчас очень высокая конкуренция. Предложений о продаже одной товарной позиции могут быть сотни. Из такого количества легко выбрать товар с действительно максимальной скидкой, - говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Объясняем на пальцах и на конкретных магазинах. Хотите iPhone 14? Открывайте его на Wildberries, Ozon, Yandex Market и сайтах магазинов техники. И выбирайте лучшую цену.
Кстати, некоторые онлайн-магазины на странице товара показывают график изменения цены. И вы можете увидеть все ее скачки вверх-вниз (если таковые имелись). Сразу видно, настоящую вам дают скидку или липовую.
Впрочем, не ценой единой.
- Кроме цены, во время покупок в период распродаж стоит обращать внимание на дополнительные опции, которые предлагает продавец. В их числе - сервисы беспроцентной рассрочки, подарки к покупкам или повышенный кешбэк, а также удобные способы получения заказов, - советует Артем Соколов.
На одежду скидки повыше, на технику - пониже
- Сейчас практически не осталось категорий товаров, которые не включались бы в распродажи, - говорит Артем Соколов.
Самые большие скидки - от 30 до 80% - ожидаются на одежду и обувь, товары для спорта и творчества, ювелирные изделия и инструменты (см. «Знай!»). А вот на технику дисконт традиционно пониже:
- В этом году покупателям предлагается большое количество наименований техники со скидками до 50%, включая популярную: смартфоны, ноутбуки, телевизоры, стиральные машины, холодильники, техника для дома, кухни и т. д., - рассказывает Соколов.
Ну а если вам предлагают совсем уж сумасшедшие скидки по 90%, это повод задуматься. Либо скидка липовая, либо товар совсем никому не нужный (и не факт, что качественный).
На новинки - цена «по рынку»
- Покупателям не стоит ожидать скидок, например, на новые коллекции одежды или флагманские модели смартфонов. Так не бывает, чтобы телефон, недавно вышедший на рынок, вдруг стал стоить кратно дешевле. Скорее это будут скидки на предыдущие модели, - предупреждает Артем Соколов.
Ведь продавцы - не альтруисты и не сумасшедшие. Одна из главных задач «черной пятницы» для торговцев - избавиться от старых коллекций, а не продать дешево то, что и без скидок покупают неплохо.
- Подобные акции для ретейла - хороший стимул поддержать продажи: повышается трафик, растет количество покупок, а значит, не задерживаются стоки (товарные запасы на складах. - Ред.), можно освободить место под более сезонный ассортимент, - объясняет Артем Соколов.
Жулик не дремлет
Мы сейчас не про тех «жуликов», которые меняют ценники, имитируя скидки (см. пункт 2). Это так, невинные шалости. Мы про настоящих уголовников.
- Период распродаж - время, когда злоумышленники традиционно становятся активнее. Им проще затеряться в большом количестве предложений и щедрых акций от настоящих продавцов, - предупреждает старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Татьяна Куликова. - Мы видим, например, фишинговые и скам-ресурсы (мошеннические сайты. - Ред.), мимикрирующие под популярные онлайн-магазины. Выглядеть поддельные страницы могут весьма убедительно, но их доменное имя обязательно будет отличаться от оригинального (хотя бы на одну-две буквы).
Вот несколько советов, как не стать жертвой мошенников в «черную пятницу» (да и во все остальные дни тоже):
- Внимательно проверяйте название ресурса в адресной строке. Прямо по буквам: совпадает ли оно с официальным?
- А лучше введите название нужного вам интернет-магазина через Яндекс или Google. Поисковики отфильтровывают мошеннические сайты.
- Не переходите по сомнительным ссылкам из писем, сообщений в мессенджерах и соцсетях.
- Установите надежный антивирус, который не даст перейти на сайт мошенников.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
«Черная пятница» родилась в США еще в 1960-х годах. Это была первая пятница после Дня благодарения, от которой начинал отсчет сезон рождественских распродаж. В Россию заморская традиция пришла в нулевые и, похоже, осталась с нами навсегда, как любимая родственница.
Сомневаетесь? Вот вам цифры в доказательство. Аналитики «МегаФона» посчитали и удивились: оказывается, в дни ноябрьских распродаж мобильный трафик возрастает на 62% в сравнении со средним уровнем с января по октябрь. А в саму «черную пятницу» абоненты расходуют почти в два раза больше трафика, чем в среднем в ноябре. Проще говоря, народ активно шарит по интернету в поисках супервыгодных предложений. Значит, верит!