Начало нового учебного года в разных школах будет организовано по-разному: в зависимости от условий и ситуаций с ковидом. Окончательное решение о том, как будет жить школа, - за руководством учебных заведений, районных управлений образования. Рекомендации федерального Роспотребнадзора, согласованные с Министерством просвещения, - рамочные. В конце прошлой недели они отправлены в регионы. Изложены они в документе под названием «Об организации работы общеобразовательных организаций». Давайте разберемся, о чем он.
ПРО НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА И ЛИНЕЙКИ Учебный год начнется как обычно: 1 сентября традиционно дети придут с рюкзаками и цветами. В классах их встретят учителя. А вот проводить ли линейки, будут решать школы и учредитель образовательного учреждения. Если школа небольшая, расположена в селе, учеников в ней несколько десятков и заболевших нет - можно на свежем воздухе отметить начало учебного года. Цитата из документа: «…запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами (школами). Проведение праздничных мероприятий 1 сентября организовать по классам или параллелям на открытом воздухе с использованием средств индивидуальной защиты (маски) для родителей». В больших школах, конечно же, чтобы избежать толчеи, линейки лучше не проводить. Мэр Москвы Сергей Собянин уже предупредил - в Москве их 1 сентября не будет. Ребята разойдутся по своим классам. Мало того, будет график прихода, чтобы не было столпотворения у дверей. Поэтому, уважаемые родители, точную информацию о том, как будет организован День знаний конкретно в вашей школе, вы можете узнать у своего директора, классного руководителя или в районо. Скорее всего, четкое понимание у руководителей будет после 20 августа, когда пройдут педсоветы, посвященные началу учебного года. КАКИЕ МЕРЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ COVID ПРИНИМАЮТСЯ? Цитата из документа: «Основные санитарнопротивоэпидемические мероприятия… включают в себя: проведение генеральной уборки перед открытием; организацию ежеднев
ных «утренних фильтров» при входе в здание с обязательной термометрией… с использованием всех входов в здание (по возможности) и недопущением скопления обучающихся при входе; Пожарные, эвакуационные выходы тоже рекомендуется открыть, чтобы ребята смогли приходить в классы, не толпясь на пятачке у парадной двери. Но во многих школах всего один пост охраны, турникеты или рамка - у главного входа. И вряд ли у образовательного учреждения есть деньги, чтобы поставить охрану и турникеты у каждого выхода. Контролировать их придется, видимо, дежурным учителям. создание условий для соблюдения правил личной гигиены (наличие мыла и одноразовых полотенец или электрополотенец в умывальниках, туалетной бумаги в туалетных комнатах)»; В школах рекомендуется почаще проветривать помещения. усиление дезинфекционного режима (проведение уборок с использованием дезинфекционных средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха); - В каждом кабинете будут установлены обеззараживатели воздуха, и дети смогут заниматься без масок. Оборудование для дезинфекции закупается за счет областного бюджета и для школ, и для детских садов, и для организаций дополнительного образования детей. Закупаем бесконтактные термометры, чтобы режим термометрии сохранялся, - рассказала в эфире программы «Образовательная
среда» на портале «Российское образование» министр образования и науки Мурманской области Анна Головина. Такие же устройства - обеззараживатели (они же рециркуляторы) централизованно закупают и в других регионах. Внимание: собирать с родителей деньги на покупку такой техники, а также дистанционных термометров, средств дезинфекции, электрических сушилок - незаконно. Все, что необходимо для обеспечения безопасного учебного процесса, должны приобретать учредитель и власти региона! ЧТО СО СРЕДСТВАМИ ЗАЩИТЫ? Цитата из документа: обязательно… «использование средств индивидуальной защиты (маски и перчатки) персоналом пищеблоков». Это единственные сотрудники образовательного учреждения, которые обязаны носить маски и перчатки. Для школьников ношение средств защиты необязательно. Учителя тоже могут не надевать маску в классе. А вот на переменах или в то время, когда педагог встречает приходящих в школу ребят или провожает их после уроков, желательно быть в ней. Если родители считают необходимым, они могут выдать маску своему ребенку, и он будет находиться на занятиях в ней. Это не запрещено, а, напротив, приветствуется! ПРО КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В КЛАССАХ Цитата из документа: «В отношении общеобразовательных организаций санитарноэпидемиологические
требования установлены СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», в соответствии с которыми при организации фронтальных форм занятий количество детей в помещении должно определяться из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося; при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий количество детей в помещении должно определяться из расчета не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося».
То есть правила, которое пересказывают в соцсетях учителя и родители: «за партой - по одному ребенку», - нет. Работает известная ранее норма - количество детей на занятиях определяется площадью помещения. Но, как объяснила начальник отдела организации надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Галина Яновская, «школы, где соблюдают эту норму, будут работать практически в обычном режиме. А вот школы, где детей больше, чем положено, столкнутся с проблемами. Они не смогут нормально организовать обучение». Да, много где классы пере
полнены - одна школа на густо заселенный микрорайон, как здесь соблюсти норму? Прежде проверяющие на нарушение СанПиН глаза закрывали: «А что делать?» Теперь уже не закроешь. Вопрос нужно решать с учредителем. Вполне возможно, придется думать об открытии новых классов, переходе на вторую смену. Но возникает другая проблема: где взять учителей? И как быть, если смен и так уже две? Рекомендуется использовать для уроков не только классы, но и пространства библиотек, актовых и спортзалов. Но с тем условием, что в них занимается только один класс. А где проводить физкультуру? Пока позволяет погода - на свежем воздухе. ПРО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КЛАССАМ Цитата из документа: «Учебные занятия следует начинать не ранее 8.00. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий». Цитата из документа: «закрепление за каждым классом отдельного кабинета (за исключением кабинетов, требующих специального оборудования)». Здесь ответ на еще один популярный вопрос: а как быть, если нужно провести лабораторную работу по химии или физике? Все просто: составляется расписание так, чтобы классы по очереди смогли приходить на занятия в эти оборудованные кабинеты. Хотя, конечно, обеспечить логистику составителям расписания будет непросто… ПРО ЗАНЯТИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ Занятия, напомним, проводятся в небольших группах. И обычно в школах для этих занятий есть небольшие аудитории. В Роспотребнадзоре полагают, что занятия иностранным языком не должны чем-то отличаться от занятий, которые были в прошлые годы. ПРО ПОСЕЩЕНИЕ СТОЛОВОЙ Цитата из документа: «Организация учебного процесса по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся». Например, после первого урока в столовую приходит начальная школа, после второго - средняя, после третьего - старшая. ПРО ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЕЙ Несмотря на все меры предосторожности, мы все понимаем: учителя в школе подвергаются повышенной опасности. Дети COVID переносят обычно легко, а вот взрослые нередко болеют тяжело. Нужно еще учитывать, что большинство педагогов в возрасте. Поэтому учредитель должен продумать меры защиты здоровья учителей. В Москве, например, решено всех педагогов перед началом учебного года протестировать на антитела. И такие тестирования будут проводиться регулярно. Ну и конечно, маски, перчатки… ПРО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Цитата из документа: «С учетом требований пункта 10.5 Санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 полагаем целесообразным организовать проведение курсов внеурочной деятельности в периоды каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Напомним, в пункте 10.5
идет речь о том, какова может быть максимальная образовательная нагрузка в неделю для школьников разных классов. Понятно, что в этом году заниматься придется интенсивнее. В прошлом учебном году из-за форс-мажорного перехода на дистанционное обучение пройти всю предусмотренную программу удалось далеко не всем. Нужно вспоминать пройденное и идти дальше по учебным планам. Поэтому рекомендуется более активно задействовать дополнительное образование. Какие-то темы можно проходить на курсах, которые проводятся в выходные. Но это не значит, что нужно увеличивать нагрузку на учителейпредметников. В нынешней ситуации вся школа должна работать как одна команда, подключать педагогов дополнительного образования. С тем чтобы часть тем проходить в кружках, устраивать интересные лекции в выходные. Например, почему бы некоторые занятия по биологии не проводить на свежем воздухе, изучая строение растений? ПРО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Возвращения дистанционного обучения в том виде, в котором это происходило весной, не планируется. Од
нако новые формы получения знаний школы будут использовать. И многие довольно активно - период дистанционной учебы для многих открыл новые возможности. Цитата из документа: «При организации образовательного процесса следует рассмотреть возможность использования сетевой формы реализации образовательных программ в части освоения отдельных предметов (предметных областей) и курсов внеурочной деятельности и использования дистанционных образовательных технологий (прежде всего для проведения факультативных и элективных учебных предметов - при наличии условий)». Как это может воплотиться на практике: - В этом году более пятидесяти школ Мурманской области будут использовать школьную цифровую платформу Сбербанка, - расска
зывает министр Анна Головина. - Как это происходит? Учитель провел урок. Ребята пришли домой и сели выполнять домашнее задание. Искусственный интеллект, встроенный в платформу, анализирует знания ребенка и формирует для него индивидуальные задания, с тем чтобы закрепить те темы, которые ученик хуже знает. Получает обратную связь и учитель - он видит, какие есть пробелы, и перестраивает учебный план, уделяя внимание материалу, который оказался непонятен. Из многочисленных опросов учителей, которые проводились весной и летом, становится понятно: возможности, которые дает цифро
вое обучение, школы будут использовать. Это не только платформа Сбербанка, но и Российская электронная школа, и Яндекс.Учебник, и «Моя школа online». Но это не замена очному обучению, а его дополнение! А ЕСЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ БУДЕТ РАСТИ? Если эпидемиологическая ситуация в регионе ухудшится, то, как говорится в документе, предполагается «предусмотреть возможность дистанционного обучения». Важно - касается это не только коронавирусной инфекции. И в прежние годы школы уходили на карантин - из-за гриппа, например.