Исполнение федерального проекта «Информационная инфраструктура» и без того буксующей нацпрограммы «Цифровая экономика» затормозилось: во втором квартале из заявленных десяти целей удалось достичь только одной. В том числе не исполняются по графику планы по переводу в единую облачную платформу информационных систем госорганов и покрытию связью федеральных трасс. Наиболее же болезненным для участников рынка остается согласование концепции развития 5G в России, а также «дорожной карты» стимулирования инвестиций в отрасли, которые как раз и должны пойти на запуск нового стандарта связи. Бизнес, сетуя на отсутствие «приемлемого диалога», требует внести в проекты частоты 3,4–3,8 ГГц как приоритетные для развития сети, но Минкомсвязь не может этого сделать из-за позиции силовых ведомств.
В федеральном проекте «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика» из десяти заявленных на второй квартал 2020 года пунктов исполнен только один, следует из протокола заседания рабочей группы по этому направлению АНО «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ; копия есть у “Ъ”), которое состоялось 17 июля.
В частности, до сих пор не утверждены концепция развития сетей 5G в России и «дорожная карта» стимулирования инвестиционной активности операторов связи.
Кроме того, не обеспечено покрытие связью федеральных трасс по графику, не переведены в единую облачную платформу информационные системы госорганов, не созданы общественная платформа управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, федеральный портал пространственных данных и новые сервисы Единого государственного реестра недвижимости, не реализованы меры поддержки производителей отечественного телекоммуникационного и кабельного оборудования.
Также не были определены условия и источники финансирования проекта многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (часть российского проекта глобальной спутниковой связи «Сфера»). Ранее его планировалось исключить из федерального проекта по предложению «Роскосмоса», сообщал “Ъ” 30 сентября.
Единственным достигнутым результатом во втором квартале рабочая группа признала утверждение концепции покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи для систем передачи данных, включая ГЛОНАСС.
Всего до 2024 года федеральный проект «Информационная инфраструктура» предусматривает финансирование в размере 768 млрд руб., из которых из федерального бюджета должно быть выделено 423 млрд руб., а остальные 345 млрд руб., как предполагается, составят частные инвестиции. В 2020 году власти должны выделить на это направление 48 млрд руб., а частных инвестиций планируется привлечь 272 млрд руб.
Исполнение «Цифровой экономики» и до этого уже шло с нарушениями, хотя и считалось в целом удовлетворительным, сообщал “Ъ” 18 мая. По итогам первого квартала, по оценке Аналитического центра при правительстве, из 231 запланированного результата нацпрограммы было реализовано в полной мере только шесть, около 150 были в работе с разной степенью отклонений от сроков, а 66 признаны невыполненными, что составляет 28,6% от общего количества; еще по девяти не получены актуальные данные. При этом проект «Информационная инфраструктура» не был в лидерах среди отстающих. На тот момент наибольшее число нереализованных мероприятий пришлось на проект «Цифровое государственное управление» — 20 из 74.
В Минкомсвязи неисполнение в срок ряда показателей федерального проекта связывают с позицией представителей отрасли.
В частности, это касается концепции развития 5G — Минкомсвязь из-за позиции силовых ведомств не может закрепить в документе частотный диапазон 3,4–3,8 ГГц, который считают приоритетным сотовые операторы, пояснил “Ъ” заместитель министра Олег Иванов. «"Дорожная карта" по стимулированию инвестиционной деятельности также не может быть согласована, поскольку операторы хотят большей поддержки, чем та, которую мы сейчас можем предложить»,— добавил он.
В АНО ЦЭ, МТС, «МегаФоне» «Вымпелкоме» и «Ростелекоме» отказались от официальных комментариев. Но собеседник в одном из операторов сетует, что проекты не реализуются из-за отсутствия «приемлемого диалога» бизнеса с госорганами. При этом частоты для 5G далеко не единственный вопрос. «В силу различных бюрократических причин не решены вопросы по доступу операторов в жилые дома, к оптовому рынку электроэнергии, к площадкам для строительства объектов связи вдоль автотрасс и железных дорог и другие»,— отмечает собеседник.
Отсутствие результатов по развитию 5G, хотя они и относятся пока не к строительству сетей связи, а только к разработке планов их запуска, свидетельствует о том, что консенсуса ни по частотам, ни по опорным регионам для нового стандарта пока нет, отмечает директор технологической практики KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. С этим же, по его мнению, связано и отставание в программе стимулирования инвестиционной активности операторов, поскольку освоение ими инноваций сейчас как раз и направлено в основном на сети 5G.
У Минкомсвязи сейчас нет простых и быстрых решений, как освободить полосу в диапазоне 3,4–3,8 ГГц для гражданского использования, констатирует управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев.
Вероятно, приемлемое решение будет найдено не раньше 2021 года, полагает он, также какое-то время уйдет на конкурсные процедуры и сделки по частотам. Таким образом, резюмирует эксперт, при самом благоприятном раскладе операторы смогут планировать инвестиции в 5G не раньше чем на 2022 год, а для большинства потребителей удовлетворительное «пятно покрытия» 5G в России появится только к окончанию теплого строительного сезона 2023 года.