Примерно каждый десятый россиянин отказывается от потребления мясных продуктов в период Великого поста. Такими данными с "Российской газетой" поделился Институт аграрного маркетинга. Сезонное снижение потребления в совокупности с общеэкономической ситуацией будет подталкивать магазины "заморозить" цены на мясо, говорят эксперты.
Снижение потребления мясной и молочной продукции - традиционное явление в период Великого поста, говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. "Количество россиян, придерживающихся поста, можно оценить в 10-12 процентов", - рассказала она. В этот период обычно наблюдается если не падение, то стабилизация цен.
Причем разные типы торговых точек реагируют в этот период по-своему. Торговые сети и розничные магазины стабилизируют цены. В большей степени реагируют рынки, отличающиеся относительно высокой степенью гибкости ценообразования. Там мясо, как правило, несколько дешевеет в период поста.
Влияние поста на потребление мяса в масштабах индустрии относительно небольшое, говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, более заметно на ситуации сказывается снижение располагаемых доходов россиян. "Для некоторых слоев населения мясо станет менее доступным. Люди могут соблюдать пост. Но при этом их основной целью будет сэкономить деньги", - говорит он.
"В этом году можно говорить о том, что наметилась тенденция снижения потребления мясной продукции в связи с ростом цен на нее, - соглашается Елена Тюрина. - Это касается, в первую очередь, говядины, свинины, колбасных изделий и мясных деликатесов". Цены на мясо активно росли в последний год из-за санкционного фактора и падения курса рубля.
С начала года, по данным института, в меньшей степени выросли цены на птицу. "Однако продукция региональных производителей дорожает меньше, чем продукция лидирующих предприятий. И темпы роста цен в сетях, ориентированных на население с низким уровнем дохода, значительно меньше, чем в сетях, ориентированных на средний класс. Если в дискаунтере рост цен составил порядка 10-12 процентов с осени 2014 года, то по сетям среднего ценового сегмента это может быть 20-25", - рассказывает она. Схожая картина наблюдается по свинине. В среднем за последние полгода она прибавила в стоимости около 15 процентов. А вот цены на говядину в рознице остаются стабильными, утверждает Елена Тюрина. Цены на этот вид мяса сейчас настолько выше, чем на свинину и курицу. Цены на свинину и мясо птицы в розничном звене сейчас стабильны, а в оптовом - они последние недели и вовсе снижаются, приводит данные ассоциации Сергей Юшин. В ближайшее время это должно отразиться и на ценах на полках, надеется он. Говядина, по его данным, за последние месяцы быстро росла в цене, что снижает потребление этого вида мяса.
С середины апреля на мясном рынке вновь возьмет верх сезонный фактор. С этого времени начинается так называемый "шашлычный сезон". Спрос на мясо единовременно вырастает, что позволяет магазинам поднять цены. "На мой взгляд, в это время можно ожидать увеличение цены в пределах 5-7 процентов. На колбасные изделия - примерно на 10 процентов", - указывает Елена Тюрина, оговариваясь, что ситуация будет также зависеть от курсов валют.
Приход весны и наступление хорошей погоды традиционно влияют на динамику потребления. Прежде всего свинины в "шашлычный сезон". Это касается отдельных частей свинины, которые чаще всего используются на шашлыки, отмечает Сергей Юшин. В первую очередь, дорожает шейка. Цены на другие части могут отставать или вообще стоять на месте. "Потребление к лету растет, и это безусловный факт. Но в теперешней обстановке динамика будет зависеть от того, что будет с располагаемыми доходами населения", - говорит эксперт.