Зафиксированные в майских указах 2018 года целевые показатели социально-экономического развития в сентябре 2020 года будут скорректированы. Правительство Михаила Мишустина получит де-факто собственный среднесрочный план действий до 2024 года, а часть национальных целей развития указом президента Владимира Путина будет определена до 2030 года. Причин коррекции базовых для экономической политики государства документов, за которыми последует и частичный пересмотр нацпроектов, сразу несколько, и эпидемия коронавируса среди них вряд ли главная. Скорее речь идет о будущей попытке реализации Белым домом изменений в Конституции РФ в сопряжении с цифровизацией госсектора экономики.
То, что майский указ Владимира Путина 2018 года, в котором определены национальные цели развития до 2024 года, будет подвергнут коррекции, стало очевидным весной 2020 года. Напомним, уход с поста премьер-министра Дмитрия Медведева произошел одновременно с предложением президента (в рамках поправок к Конституции) частично скорректировать фактическое место правительства в системе органов власти РФ.
Но при назначении на пост главы правительства Михаила Мишустина о главном инструменте реализации этих целей, нацпроектах, говорилось как о неизменном.
С февраля по июнь 2020 года изменилось довольно многое: Владимир Путин (и Дмитрий Медведев) получили возможность баллотироваться на президентский пост после 2024 года, правительству из-за эпидемии пришлось существенно изменить краткосрочную бюджетную политику, кабинет господина Мишустина сформулировал собственную программу поддержки IT-развития, новое видение будущего проектного офиса в Белом доме начало как вынужденный, так и плановый пересмотр нацпроектов, финально утвержденных весной 2019 года — а в конституционных поправках появилось некоторое число новых принципов.
К июлю 2020 года в одном месте сошлось сразу несколько факторов, которые сделали изменение майского указа неизбежным.
Впрочем, даже для большинства правительственных ведомств новость о том, что национальные цели подлежат коррекции, а правительство Мишустина получит собственные среднесрочные ориентиры, стало неожиданностью. Изменения национальных целей можно было ожидать после 2022 года, когда Белый дом должен завершить реализацию национального плана восстановления экономики после коронавирусного спада. Тем не менее 13 июля на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам под руководством президента Михаил Мишустин предложил изменить и скорректировать центральный документ планирования и его показатели, причем предусмотреть в нем реализацию части целей до 2030 года.
Отметим, что при определенной отвлеченности и декларативности для большей части общества и майского указа, и поправок к Конституции для госаппарата они очень важны. Вся система госуправления в РФ, все KPI во власти и все нацпроекты в последние годы последовательно выстраивалась под цифры национальных целей. В свою очередь, сам Владимир Путин, исходя из его выступления на совете, рассматривает по крайней мере «социальные» поправки к Конституции как важный фактор внутренней политики — и коррекция национальных целей в соцсфере предпринимается в том числе для повышения политической устойчивости власти через большее удовлетворение социальных запросов населения. Коронавирусный спад ВВП в 2020 году, падение цен на нефть и изменение условий внешней торговли — также причины этих действий, но скорее локальные, чем стратегические. Наконец, часть правки цифр действительно вынужденная, изменения бюджетной политики 2020–2021 годов, предстоящая бюджетная консолидация и переход к сильному бюджетному дефициту ряд целей 2024 года делают недостижимыми — поэтому, по данным “Ъ”, часть целей в новой версии указа будет определена как плановая к 2024 году, а часть — к 2030 году.
Пока неизвестно, какие именно цифры национальных целей будут меняться: проект указа президента правительство и администрация президента подготовят в сентябре 2020 года (выглядит важным тот факт, что проект официально поручено готовить двум сторонам, а не администрации самостоятельно).
К 30 октября 2020 года, по данным собеседника “Ъ” в Белом доме, правительство подготовит и новый план их достижения.
Кроме этого, в нацпроектах предполагается частичное изменение «общественно значимых результатов» — их число будет расширено (до примерно 50), часть их изменена по существу в сторону более понятного гражданам «социального» эффекта госрасходов. Наконец, корректировка нацпроектов, бюджетный процесс на 2021–2023 годы и доработка плана восстановления экономики до 2022 года будут синхронизированы. Сам по себе план восстановления в основных положениях, по данным “Ъ”, будет представлен в конце июля в отчете правительства перед Госдумой. В целом он будет, как говорилось на заседании совета, «погружен» в систему нацпроектов.
На заседании совета было представлено — и президентом, и премьер-министром, и вице-премьерами — лишь несколько существенных изменений, которые отразятся на нацпроектах. В частности, это доинвестирование системы здравоохранения, цель — в ситуации с пандемиями, сходными по масштабу с коронавирусной, оно должно обеспечивать в том числе плановые медицинские услуги — весной 2020 года от этого в части регионов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, приходилось отказываться. Кроме этих целей как приоритетные заявлены новые инвестиции в образование (пока без конкретики), в разрешение экологических проблем и в рост числа рабочих мест — в последнем Владимир Путин связал процесс с либерализацией госрегулирования и с инвестклиматом.
По некоторым из нацпроектов, отметим, перенос целей уже анонсирован на уровне правительства. Так, в рамках проекта «Цифровая экономика» доступ 97% домохозяйств к широкополосному интернету предлагается обеспечить к 2030 году вместо предусмотренного сейчас 2024-го. Также, судя по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, «сдвинуть вправо» власти планируют и ключевой показатель нацпроекта «Жилье и городская среда» — нарастить объемы ввода жилья до 120 млн кв. м в год (это планировалось сделать к 2024 году), пояснил чиновник, возможно только к 2026–2027 годам.
Наконец, пятый приоритет в изменении нацпроектов — цифровизация, по существу, центральная часть стратегии новой команды правительства. Несмотря на это, вопросы «цифры» на совещании обсуждались наряду с прочими.
Здесь, видимо, важны две оценки: заявление вице-премьера Дмитрия Чернышенко о достижении «цифровой зрелости» к 2030 году большей части отраслей экономики и заявление первого вице-премьера Андрея Белоусова о включении в платформу государственного стимулирования цифровизации (5 тыс. крупных предприятий) «цифровых средств, которые позволяют кардинально повысить производительность труда» — ERP-систем, логистики, жизненного цикла изделий, доступа к маркетплейсам, при этом правительство рассчитывает на подключение к этой работе «Ростеха», «Росатома» и РЖД. В целом же, видимо, излагавшийся на прошлой неделе Михаилом Мишустиным проект госпрограммы развития IT также будет интегрироваться в нацпроекты и национальные цели «на ходу» в ближайшие месяцы, и в нем активнее, чем ожидалось, будут использоваться ресурсы всего госсектора экономики, в том числе госкомпаний.
Таким образом, к октябрю 2020 года новое правительство, которое, напомним, назначено 16 января этого года, получит де-факто собственные среднесрочные и долгосрочные (до 2030 года) приоритеты работы, два плана действий разной временной глубины (до 2022 года и до 2024 года) и инструменты для их реализации. Без коронавирусной эпидемии «переходный период» между премьерами Дмитрием Медведевым и Михаилом Мишустиным, вероятно, занял бы на два-три месяца меньше, а сам процесс не выглядел так нестандартно. Само же действие механизмов нацпроектов, констатирует глава РСПП Александр Шохин, продлевается до 2030 года.