Третья версия интернета
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса». Forbes
За хайпом и шумом вокруг метавселенной от внимания широкой публики ускользает более интересная концепция, которой технари уделяют сейчас куда больше внимания. По их мнению, следующей версией интернета будет не метавселенная в стиле Meta, а web3 (в котором, конечно, будет своя метавселенная). С того момента, как Цукерберг заявил несколько месяцев назад о перефокусировке своей компании на создание метавселенной, интерес к этой концепции не утихает, хотя ясности не добавляется, а скептицизм нарастает. Интерес наблюдается не только со стороны прессы и публики, но и со стороны стартапов, инвесторов и почти всех, кто так или иначе занимается маркетинговой коммуникацией в области технологий и технологического бизнеса. Причина вполне очевидна: уже несколько лет, со времени ввода в широкий обиход термина «искусственный интеллект», нет какой-то новой глобальной идеи, подчиняющей себе все технологическое основание будущего мира. Иными словами, подсказывающей, где в развитии технологий будет много денег и много шансов их приумножить. Увы, виден общий тренд, причем и сам Цукерберг его поддерживает. Использовать термин «метавселенная» всего лишь для описания уже известной сущности, которую давно называют виртуальной реальностью. И очки, и шлемы, и трехмерные фотореалистичные виртуальные миры и аватары, и отсылки к фильму «Первому игроку приготовиться» — это все как раз про богатую, качественно созданную виртуальную реальность, чисто цифровую вселенную. Неясно, в чем тогда смысл префикса «мета», который должен был бы указывать не на какую-то другую вселенную в противовес той, где мы живем, а на объединяющую надстройку, которая и привычную материальную вселенную включает, и дополняет ее цифровым миром, а главное — подчеркивает их единство и тесное взаимодействие. Мне лично определение метавселенной как суперпозиции материального и цифрового миров ближе всего, но у Цукерберга и игровой индустрии явно иное представление. С точки зрения маркетинговой коммуникации очень многое о позиции Цукерберга говорит тот факт, что вслед за переименованием компании в Meta лишь один из продуктов подвергся ребрендингу в том же направлении, и продукт этот — очки виртуальной реальности, пока еще известные как Oculus. Если лишь один продукт из богатого портфеля становится носителем нового бренда всей многопрофильной компании, то он и является для нее символом будущего.
Самое же интересное состоит в том, что одновременно со шквалом интереса к метавселенной и посвященных ей обсуждений далеко за пределами технологических кругов внутри именно гиковской тусовки, среди тех, кто повседневно занят созданием и интеграцией в нашу жизнь цифровых продуктов, стал нарастать интерес к другому термину — web3. Давайте вспомним, как сложилась версионность вокруг термина Web. Сам по себе Web, он же WWW, возник на заре развития интернета в середине 1990-х годов: в его основе лежал гипертекст, возможность ссылками связывать объекты в интернете, и главными объектами этого изначального Web 1.0 (номера версий стадиям развития пользовательского интернета официально приписали позже) стали сайты, а главным пользовательским приложением — браузер, позволяющий сайты просматривать. С конца прошлого века люди, страдающие от ограниченности Web 1.0, стали думать о его апгрейде, и тут очень вовремя подоспел мобильный интернет. По мере роста скоростей мобильного интернета и мощности смартфонов все большую роль начали играть самостоятельные функциональные мобильные приложения, которые необязательно создавались на основе сайтов, а стали самостоятельной, популярной и востребованной сущностью. Web 2.0 отличался большой интерактивностью, мультимедийностью и функциональным разнообразием сервисов. Он вовлек в создание контента практически всех пользователей, а не только немногочисленных сайтостроителей. Почти у каждого человека, независимо от технической подготовки, появились свои каналы или странички в соцсетях, а сами соцсети с их мультимедийными лентами постов стали символом Web 2.0 (как символом Web 1.0 был поиск по сайтам). Но вместе с новыми возможностями появились и новые проблемы, причем самая основная проблема, на удивление, оказалась общей для Web 1.0 и 2.0: вопреки мечтам создателей интернета о его роли всеобщего уравнителя и демократизатора, в интернете стали править бал платформы и гигантские компании, которые этими платформами владеют. В мобильном и интерактивном Web 2.0 в качестве работающей альтернативы сайтам пришли странички людей и компаний, ленты новостей в соцсетях, каналы и чаты в мессенджерах, магазины на маркетплейсах. Однако такая демократизация создания контента всеми желающими обернулась колоссальной концентрацией контроля за этим контентом со стороны тех немногих компаний, которым принадлежат популярные сервисы. Меньше всего мечтающие о web3 (новое написание третьей версии интернета неслучайно, оно намекает на ее отличия) хотят, чтобы его строили все те же техногиганты, и так накопившие слишком много власти и влияния, плюс активно монетизирующие персональные данные своих пользователей. Поэтому главным принципом создания web3 провозгласили децентрализацию и анонимность, а технологической основой, воплощением этого принципа — блокчейн. Неудивительно, что в первых рядах энтузиастов web3 собрались разработчики и идеологи крипты (в противовес тому, как среди адептов метавселенной мы видим знакомые лица из Meta, Nvidia или Microsoft), а знаковым явлением, иллюстрирующим публичный интерес к web3, стал безумный взлет популярности NFT и рост оборотов на этом рынке с примерно $100 млн в 2020 году до $23 млрд в 2021-м. При этом, конечно, визионеры web3 не отвергают ни метавселенную, ни повсеместное использование технологий машинного обучения. Они лишь хотят, чтобы все это работало на распределенных и децентрализованных технических решениях, в принципе не допускающих концентрации власти над интернетом в руках отдельных компаний или людей. Здесь-то и кроется основная проблема. Стремление к равенству и свободе всех людей и бизнесов в интернете было важным мотивом и для создателей первых двух версий Web, но оба раза у них не получилось отнюдь не из-за чьего-то злого умысла. Цифровые сервисы и интернет существуют не сами по себе, а внутри современной экономики, и экономические инструменты позволяют ими управлять. В продолжающейся полемике на эту тему отлично высказался Джек Дорси, бывший гендиректор Twitter и сам выдающийся криптоэнтузиаст. Он заметил, что сторонники web3 зря полагают, будто эта часть интернета принадлежит им, на практике она принадлежит тем немногим крупнейшим инвестиционным фондам, которые вкладывают десятки миллиардов долларов в стартапы, которые строят web3. Финансовые, инвестиционные инструменты «старого» мира прекрасно работают, закладывая основы централизованного контроля над мечтами о децентрализации. А традиционные финансовые институты давно на практике отрабатывают принцип «если что-то нельзя остановить, то надо это возглавить»: эксперименты с официальными государственными цифровыми валютами на основе блокчейна ведутся во всем мире. Не стоит забывать и о дорогой, сложной и достаточно централизованной чисто инженерной структуре сетей связи, поверх которой функционирует интернет: при желании провайдеры каналов связи и дата-центров могут продемонстрировать куда большую власть над происходящим, чем кажется со стороны. В любом случае web3 останется интереснейшей концепцией и могучим драйвером изменений интернета независимо от того, удастся ли достичь романтических идеалов, которые движут его разработчиками. Он изменит наше цифровое окружение — как изменили его предыдущие версии Web, пусть и не так, как мечталось их строителями. Процесс трансформации существующего интернета сейчас запущен с разных сторон: и энтузиастами web3, и адептами метавселенной, и госструктурами, пытающимися все это отрегулировать. Результаты этих разнонаправленных усилий мы уже наблюдаем и будем наблюдать все больше с каждым месяцем, причем во многих случаях нам будут открываться новые и неожиданные возможности для бизнеса.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.