Как стало известно “Ъ”, подготовлен проект директивы правительства совету директоров ОАО РЖД по продаже контрольного пакета «Трансконтейнера». Бенефициарами участников аукциона должны быть граждане РФ, не аффилированные с морскими контейнерными линиями, но либо уже имеющие 20% в «Трансконтейнере», либо профессиональные участники рынка, владеющие вагонами или контейнерным терминалом. Несмотря на относительную строгость условий, по данным источников “Ъ”, им соответствуют более 40 компаний. Но еще одним ограничением может стать отказ от гарантий для инвесторов.
Вице-премьер Максим Акимов 5 апреля направил первому вице-премьеру Антону Силуанову согласованный проект директивы правительства по продаже 50% плюс 2 акций «Трансконтейнера». Об этом рассказал источник “Ъ” и подтвердил представитель господина Акимова. Если Антон Силуанов утвердит директиву, говорит источник “Ъ”, совет директоров ОАО РЖД должен будет одобрить условия аукциона и стартовую стоимость с учетом рекомендаций инвестиционного консультанта.
Согласно проекту директивы, в аукционе могут принять участие компании, удовлетворяющие следующим условиям: если их бенефициары — граждане России, не аффилированы с федеральной или местной властью (контроль менее 30%), не имеют убытков за 2018 год и не находятся под контролем морских контейнерных линий. Также они должны либо владеть не менее 20% акций «Трансконтейнера», либо — не менее 5 тыс. вагонов или контейнерным терминалом на 50 тыс. TEU переработки в 2018 году.
Сейчас, помимо 50% плюс 2 акций, находящихся на балансе подконтрольной ОАО РЖД Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), крупные доли «Трансконтейнера» принадлежат ВТБ (24,84%, имеет форвардный контракт со сторонним инвестором) и «Енисей Капиталу» Романа Абрамовича и Александра Абрамова (24,74%).
Победитель не сможет в течение двух лет уступить контроль над акциями или собственным капиталом под угрозой штрафа в четверть цены сделки. Также он должен будет в течение трех лет (остатка того года, когда произойдет покупка, и двух полных лет после этого) исполнять план по перевозкам, предусмотренный действующей стратегией «Трансконтейнера».
По оценкам источника “Ъ”, условиям удовлетворяют не менее 40 компаний. Как пояснил “Ъ” федеральный чиновник, разработчики документа ставили целью максимально расширить круг участников «при сохранении функциональности "Трансконтейнера"». Это соответствует согласованной позиции Минэкономики, Минтранса, ФАС и ОАО РЖД, зафиксированной в июне 2018 года на совещании у Максима Акимова.
В отличие от варианта, согласованного правительством два года назад, ни государство, ни ОАО РЖД встречных обязательств перед инвестором не берут. В 2017 году обсуждалось, что покупатель заключит с правительством и ОАО РЖД соглашение на семь-десять лет, где будут в том числе закреплены формула индексации тарифов на контейнерные перевозки и гарантии по отсутствию дискриминации по доступу к инфраструктуре ОАО РЖД.
Тарифы монополии по контейнерным перевозкам отстают по темпам роста от средних грузовых, и гарантии сохранения этого, равно как и неизменность технологических, арендных и договорных отношений с ОАО РЖД, минимизировали бы риски покупателя. Об этом в 2017 году писал в контексте аукциона, в частности, UCL Holding Владимира Лисина (см. “Ъ” от 10 августа 2017 года).
Но, как сообщил “Ъ” федеральный чиновник, в директиве подобные гарантии не предусматриваются: «ОАО РЖД сформировало рыночного игрока в лице "Трансконтейнера" и хочет получить за него справедливую стоимость. Кроме того, оно заинтересовано в развитии оператора за счет рыночных механизмов новыми собственниками».
О желании участвовать в аукционе объявляли Первая грузовая компания (ПГК, входит в UCL Holding), которая планировала для этого партнерство с международным контейнерным оператором Mediterranean Shipping Company, группа «Дело» Сергея Шишкарева, купившая 30,75% Global Ports, «Логопер» Александра Кахидзе и французская контейнерная линия CMA CGM (с тех пор купила 50% «Логопера»), РФПИ с инвесторами, а также владевшая пакетом в «Трансконтейнере» FESCO. Но FESCO в итоге отказалась от этих планов и продала свой пакет ВТБ.
Как пояснил “Ъ” чиновник, знакомый с условиями сделки, офшор, если его бенефициары известны и являются гражданами РФ, сможет участвовать в аукционе, но паритетные СП с иностранными бенефициарами, в том числе с контейнерными линиями,— нет. Участие РФПИ под вопросом, так как фонд, входя в капитал компаний, значительную часть средств привлекает у иностранных банков и фондов. В РФПИ отказались от комментариев.
В Invest AG Александра Абрамова “Ъ” сообщили, что примут участие в аукционе, «если условия будут привлекательными». В ПГК говорят, что ждут публикации директивы. В конце 2017 года возглавлявший тогда компанию Олег Букин сообщал, что окончательное решение, участвовать ли в конкурсе, будет принято после объявления условий. В Millhouse Романа Абрамовича от комментариев отказались.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что отсутствие требования о владении конкретно фитинговыми платформами открывает доступ к аукциону широкому кругу железнодорожных операторов. Запрет участия морских контейнерных линий также оправдан: РФ стратегически нацелена на развитие контейнерного транзита и не хочет рисковать, привлекая не заинтересованного в этом инвестора. В то же время, допускает эксперт, активность на аукционе может оказаться низкой, поэтому премию за контроль нужно включать сразу в стартовую цену пакета.