Имя Галины Волчек было неразрывно связано с самим понятием русского театра более полувека - с тех самых пор, когда она впервые вышла на сцену "Современника". 26 декабря Галины Борисовны не стало. Кажется, даже огни рампы отныне будут светить вполнакала - без её таланта, энергии и невероятного чувства сцены. Глубокие соболезнования родным и близким Галины Волчек выразил президент Владимир Путин. "Известия" отдают дань уважения величайшему режиссёру XX столетия.
Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в артистической семье: отец - известный кинорежиссёр, лауреат нескольких Госпремий, мать - сценарист. Отрочество будущей звезды театра прошло в тяжёлые военные годы, в эвакуации. В 1946 году к общей неустроенности послевоенного быта добавилась и личная драма: родители расстались. Галя осталась с отцом, вскоре бросила школу и сдала экзамены экстерном. Никто не прочил ей большого будущего, но, к удивлению родных и знакомых, девочка успешно поступила в Школу-студию МХАТ. Одного из её преподавателей звали Олег Ефремов...
В 1956 году Волчек вошла в группу молодых актёров, выпускников Школы-студии, собранных Ефремовым для нового, революционного (хотя, конечно, тогда таких слов тщательно избегали) театра, получившего название "Современник". В те времена это само по себе было событием: первый за долгие годы театр, созданный без повеления "сверху", по инициативе самих людей сцены. Атмосфера оттепели в стране сделала своё, и "Современник" очень быстро занял место в сердцах театралов Москвы, а затем и всей страны.
Дальнейшее, как говорится, история: уже в 1970-е "Современник" превратился едва ли не в главный театр страны, задававший и темп, и тональность театральному процессу Страны Советов. С 1972 года главным режиссёром "Современника" была Волчек (в 1989-м она стала и художественным руководителем).
И именно ей было суждено вывести театр с Чистых прудов на международную орбиту, одной из первых прорвать железный занавес, поставив "Эшелон" Рощина на сцене в Хьюстоне. Сегодня подобный культурный обмен воспринимается как нечто обыденное, но тогда сам выезд советского режиссёра за границу был делом экстраординарным - для обеих сторон.
КРУТОЙ МАРШРУТ
Говоря о Волчек, обычно вспоминают её великие постановки на сцене "Современника" - "Три сестры", "Двое на качелях", "Крутой маршрут". Но несправедливо было бы обойти вниманием и Волчек-актрису, и не только театральную. Её актёрские работы в кинематографе запоминаются с первого кадра - будь то трагическая Регана в "Короле Лире" Козинцева или совершенно, казалось бы, проходная роль безымянной покупательницы магнитофона в "Берегись автомобиля".
Будучи мастером перевоплощений, она умела открывать этот дар в других. Её интуиция всегда была безошибочной. Когда из её любимого спектакля "Двое на качелях" ушла Чулпан Хаматова, она спасла постановку, пригласив на эту роль Кристину Орбакайте. Заслуженная пьеса заиграла новыми красками, и теперь мало кто сомневается в её счастливом будущем.
- Галина Борисовна - великая женщина, актриса, режиссёр, мэтр. Иногда мне становится жаль, что мы так долго шли друг к другу, - призналась "Известиям" Кристина Орбакайте. - Ведь у нас уже были попытки пересечься, но какие-то обстоятельства всё время мешали. Не получалось аж несколько десятков лет! И всё-таки этот союз случился. Это была моя мечта, я грезила об этом где-то глубоко в душе, но даже сама себе шёпотом боялась в этом признаться.
Волчек всегда шла чуть впереди - и чуть в стороне, не подстраиваясь под "тренды" и требования момента. "Я всегда (и раньше, и теперь) понимала, что подделываться под моду - последнее дело, надо моду приспосабливать к себе, но не проходить мимо нее - ни в коем случае. Тогда это уже будет консерватизм", - писала Галина Борисовна в своём блоге. Что само по себе говорит, кстати, о ней многое: Волчек всегда была открыта к экспериментам, к новому и на сцене, и в обычной жизни.
ТАЛАНТ И ТАЛАНТЫ
Будучи безмерно талантливой, Галина Волчек более всего ценила талант других, пестовала чужие дарования. Она никогда не преподавала режиссуру, но многие из мастеров почтут за честь назвать её учителем.
- Галина Борисовна - один из главных моих учителей, поскольку все главные уроки жизни в театре, включая профессию, поведение и общение, дала мне она, - поделился с "Известиями" худрук Александринки Валерий Фокин. - В театральной школе этому нельзя научить. Пока не попадёшь в театр, не поймёшь, не почувствуешь, что такое психология театральных людей. Я пришёл в "Современник", когда он уже был знаменитым коллективом. Мне пришлось доказывать своё право на профессию, характер закаливать. Галина Борисовна очень помогала - прикрывала меня, вела со мной беседы, поддерживала на репетициях. Помогала действенно - не то чтобы я сидел, а она за меня переделывала. Она работала со мной, и в ее присутствии я исправлял свои ошибки. Актёры не могли ничего сказать поперёк, потому что главный режиссёр сидит в зрительном зале и наблюдает, значит, они должны выполнить то, что я предлагаю, несмотря на мой корявый язык. Может быть, Галина Борисовна поступала жестоко в какие-то моменты - поди сделай-ка всё на виду. Но она потом призналась: "Я понимала, что ты можешь это сделать". Считаю, это было великое испытание в том плане, что оно было чрезвычайно полезно. Режиссёр не может состояться, если у него нет характера и воли.
Худрук определяет политику театра, а это в первую очередь драматургия. "Современник" всегда находил актуальнейшие вещи - тоже заслуга Волчек, глубоко знавшей литературу.
- Она одна из первых поставила у себя в "Современнике" мою пьесу "Мурлин Мурло". Она 27 лет шла! - поделился с "Известиями" драматург Николай Коляда. - Помню, её все ругали за эту постановку, я расстраивался, а она мне однажды сказала фразу, которую я с тех пор всё время повторяю своим студентам: "Серость всегда ненавидит талантливых людей, запомни, Коляда, и никогда не обращай внимания". У меня в кабинете стоит её фотография. Когда мне бывает совсем тошно, то смотрю на неё и думаю, что раз такой великий человек тебя поддерживает, значит, не ной и не грусти.
В отличие от многих людей её поколения, Галина Волчек не боялась интернета, не боялась она и всех технологических чудес, которые пришли в последние десятилетия в театр.
Но главным для неё, конечно, оставались люди - зрители. "Для меня театр - это полный зал затихших людей, сопереживающих тому, что происходит на сцене. То, что называл Станиславский вольтовой дугой, когда энергия идёт со сцены в зал и возвращается обратно. Это всегда было и, уверена, останется приоритетом русского театра", - говорила Галина Волчек в своём последнем интервью "Известиям".
Она сама была своего рода вольтовой дугой, её работоспособность поражала.
Одной из последних работ "Современника" стал спектакль "Соловьёв и Ларионов" по роману Евгения Водолазкина.
- Она сама присутствовала на репетициях, участвовала в постановке, давала советы, - рассказал "Известиям" писатель. - И каждый раз, когда мы с ней беседовали, я удивлялся её огромной энергии, нетипичной для её преклонного возраста. В день премьеры мы беседовали в её кабинете, прозвучал третий звонок, я сказал, что, наверное, пойду в зал. Она ответила: "Посидите ещё немножко". Потом за мной пришёл кто-то из театральных сотрудников, я попросил у неё прощения и ушёл с ним. И знаете, мне сейчас кажется это каким-то символическим событием. Галина Борисовна - человек, с которым мы не договорили. И она сама ещё не договорила. Несмотря на то многое, что она сделала в искусстве, ей было что сказать. Огромная потеря...
ЕЁ ДОМ
Кажется, совсем недавно мы отмечали 85-летие Галины Волчек - и лучшим подарком для неё стало тогда возвращение "Современника" в родные стены на Чистых прудах. "Вас по праву считают безгранично талантливым, увлечённым человеком - подлинным творцом и созидателем. Вера в высокое предназначение искусства, ответственное отношение к своему призванию, любовь к родному театру и зрителям - в полной мере воплотились в вашем вдохновенном творчестве, в служении российской культуре, людям, стране, снискали вам непререкаемый авторитет и огромное уважение" - так поздравил Галину Волчек с юбилеем Владимир Путин. К 86-му дню рождения ей был сделан ещё один подарок - открылась заново Другая сцена театра.
Когда уходит великий артист, принято говорить "ушла эпоха". О Галине Борисовне этих слов, пожалуй, мало. Она была больше, чем эпохой, она была самим театром - его душой и духом. После неё русский театр уже не будет тем потрясающим, невероятным зрелищем, которому рукоплескали зрители от Москвы до Нью-Йорка и от Тбилиси до Хельсинки. Как говорила о своём театре сама Галина Борисовна, у нас не просто место работы, у нас театр-дом. Когда приходят наши ребята и говорят: "Мы хотим пожениться. Можно свадьбу сделать в "Современнике"?" - я отвечаю: "Конечно". Или несчастье какое-то: "Можно, мы почтим память родных в театре, сделаем прощальный вечер?" - "Конечно".
В эти дни в этот дом пришло самое большое горе... Но он выживет и выстоит - благодаря Волчек. Вот её слова: "Я верю в будущее "Современника" и в то, что именно наша молодёжь не позволит превратить театр в нечто, чем он не должен являться. Вроде модного места, как нынче принято. Есть модные рестораны. Не "вкусно, необычно, здорово", а модно. Модным местом стали многие театры. Не дай, Господи! Я уверена, что наши ребята этого не допустят".
Прощание с Галиной Волчек состоится 29 декабря в театре "Современник".
Главные спектакли Галины Волчек
"КРУТОЙ МАРШРУТ" (1989)
В основе спектакля - автобиографический роман Евгении Гинзбург, которая была репрессирована в 1937 году и приговорена к тюремному заключению. Масштабная работа рассказывает о временах культа личности в СССР, репрессиях, событиях, о которых многие до сих пор не могут говорить. Гинзбург надеялась, что когда-нибудь роман издадут на её родине (первая публикация была в Милане). Но она и подумать не могла, что о её жизни поставят целый спектакль.
"ВИШНЁВЫЙ САД" (1997)
Это не только диалог со зрителем о судьбах чеховских героев, но и попытка задуматься о месте и смысле жизни нас сегодняшних. История людей, доигрывающих свою смешную, нескладную жизнь. В этом открытом нерве - и отчаяние, и смирение, и надежда.
"ТРИ ТОВАРИЩА" (1999)
В центре постановки - мир между двумя войнами. Поколение, не успевшее залечить раны прошедшей войны и уже ощутившее приближение будущей. История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман звучит лирическим диссонансом на фоне "хроник городской жизни", в мире, стоящем на грани очередной катастрофы. И всё же спектакль "Три товарища" доказывает, что нет в жизни ничего важнее любви и нет ничего равного любви.
"ИГРА В ДЖИН" (2013)
Зрителям уже успела полюбиться эта удивительно тонкая, умная история. Быть может, залогом успеха во многом стало сочетание пьесы Дональда Ли Кобурна и режиссуры Галины Волчек. Оба умеют внешне простыми средствами говорить о сложных, неоднозначных вещах. Карточная игра быстро становится почти метафорой "пинг-понга" реплик героев и их эмоционального противостояния.
"ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ" 2015
Через 53 года Галина Волчек вновь обратилась к произведению Уильяма Гибсона, в своё время давшему молодой актрисе импульс для постановки своего первого спектакля.
Премьера состоялась в 1962 году. Её выпускали артисты Татьяна Лаврова и Михаил Козаков. Впоследствии появился второй состав - Лилия Толмачёва и Геннадий Фролов. В конце 1970-х в спектакль были введены Елена Яковлева и Николай Попков/Александр Кахун. "Двое на качелях" шли на сцене "Современника" без малого три десятка лет. Сейчас спектакль играют Кристина Орбакайте и Кирилл Сафонов.