Мужество и сплоченность, способность мобилизовать силы для выполнения сложнейших работ в условиях военного времени позволили столичным метростроевцам не только защищать Москву, но и продолжать возводить новые станции. 13 километров «военного участка» сдали они в огненные годы. На каждой из этих станций установлена табличка «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». В память о тех, кто в труднейших условиях военного времени создавал Московский метрополитен.
Накануне главного праздника страны — 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем подвиги строителей, которые в грозный час сооружали доты и рыли рвы, продолжали возводить город.
В последние мирные дни 1941 года главный город страны много строил. Был сдан в эксплуатацию один из самых перспективных объектов — Канал имени Москвы, столичные строители успели возвести множество жилых домов. Город расцветал и молодел. С началом же войны Москва стала суровой боевой крепостью.
Многие из тех, кто в мирные годы возводил просторные цеха фабрик и заводов, здания институтов и школ, больниц и лабораторий, административных корпусов и жилых домов, в грозный час строили доты и дзоты, рыли противотанковые рвы, устанавливали проволочные заграждения, минировали дороги и поля, устраивали лесные завалы.
Строительные работы на оборонительных рубежах велись в любую погоду. Они продолжались даже тогда, когда враг подвергал районы строительства бомбардировкам. Многие иностранные военные специалисты не верили, что за незначительное время огромный мирный город можно превратить в крупный военный бастион. Самая страшная война в истории нашей Родины выявила лучшие качества и среди метростроевцев.
Их мужество, способность мобилизовать силы помогали справляться с сложнейшими работами. Неординарным событием в те годы стало решение продолжать строительство линий Московского метрополитена. Так, на удивление и зависть всему миру 1 января 1943 года был принят в эксплуатацию участок длиной 6,5 километра — от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»). Причем конструкции «Павелецкой» остались в оккупированном Днепропетровске, поэтому пришлось строить станцию по временному проекту.
Метростроевцы принимали участие в восстановлении разрушенных железных дорог. На их деньги были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», участвовавшие в боях на Курской дуге. А в 1944 году вступил в строй участок от Курского вокзала до Измайловского парка длиной 7 километров с четырьмя станциями: «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская», «Измайловский парк».
Еще до окончания войны началось сооружение Кольцевой линии протяженностью 19,4 километра. В марте 1945 года закончилась проходка одной из самых сложных шахт на Кольцевой линии у Краснохолмского моста. Общая протяженность «военного» участка составила 13 километров. На каждой из пущенных в эксплуатацию станций установлены таблички: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Кнутов, военный историк
- В 1941 году навыки метростроевцев пригодились при строительстве оборонительных рубежей. Бетонные ДОТы, преградившие путь танковым колоннам, — их детище. Многие из них стоят до сих пор — памятником тем огненным годам. К сожалению, Можайский рубеж не был закончен, и фашисты смогли обойти его. Но он дал время подготовить другие рубежи. Если бы не это — немцы могли бы войти в город сходу. Подвиг метростроевцев ипростых москвичей можно приравнять кмужеству солдат на фронтах.
Александр Попов, фотограф, историк Московского метрополитена
- С началом войны многие строители либо ушли на фронт, либо были задействованы на возведении бомбоубежищ и других сооружений. Создание метро было приостановлено. В 1942 году, когда немцев отодвинули от Москвы, было принято знаменательное решение — возобновить стройку подземки. Несмотря на войну, нехватку кадров и материалов, экономическое бремя, продолжение строительства метро стало огромным политическим и моральным достижением, шагом к идее возрождения столицы. Было много сложностей — и невозможность поставки материалов с Украины, и долгая дорога к Победе, но метростроевцы с честью выдержали эти испытания, создавая станции. Их дело продолжается и в наше время.
ФАКТЫ О МЕТРО В ГОДЫ ВОЙНЫ
В первые дни войны столичное метро работало как бомбоубежище. Для удобства москвичей метрополитеновцами было изготовлено 73 тысячи квадратных метров деревянных настилов в тоннелях. На станции были завезены тысячи топчанов и детских кроватей.
■
На предприятиях метрополитена производились некоторые виды военной продукции, ремонтировалась техника. На площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. Так, на территории вагоноремонтных мастерских выпускали мины среднего калибра и гранаты, а в механических мастерских ремонтировали танки.
■
Одна из фашистских авиабомб пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская». Была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Самоотверженный труд метрополитеновцев позволил вывести людей из тоннеля.
■
У Московского метрополитена есть именные поезда. «Народный ополченец» курсирует по Замоскворецкой линии, а состав «Курская дуга» — по Сокольнической.